Ссудный капитал — это денежный капитал, предоставляемый в ссуду
на условиях срочности, возвратности, платности и обеспеченности.

Необходимость кредита вытекает из особенностей кругооборота капитала. У одних хозяйствующих субъектов в определенные промежутки времени появляются временно свободные денежные средства , у других — потребность в них, которая удовлетворяется с помощью кредита.

Основными принципами банковского кредитования являются: срочность, возвратность, платность, обеспеченность, целенаправленность.

Реализация принципа возвратности банковского кредита означает, что денежные средства, полученные в виде ссуды, служат для заемщика лишь временным источником финансовых ресурсов и должны быть возвращены банку или иной кредитной организации.

Из принципа возвратности банковского кредита вытекает принцип его срочности. Ссуды подлежат возврату в установленные сроки, нарушение которых влечет за собой применение определенных санкций.

Законодательство предусматривает возможность предоставления кредита с обеспечением, либо без соответствующего обеспечения (так называемый «бланковый кредит»). Бланковые кредиты, как правило, получают клиенты, имеющие тесные связи с банком, проводящие все свои банковские операции через данный банк.

Банковский кредит выдается строго на определенные цели, использование ссуды не по целевому назначению нарушает принцип целенаправленности банковского кредита и влечет за собой применение соответствующих санкций.

Осуществление принципа платности банковского кредитования основывается на возмездном характере услуг, оказываемых банками при предоставлении кредита. За предоставление банковской ссуды, как правило, взимается определенная плата в виде процента.

Существуют несколько форм кредита:

  • коммерческий кредит — предоставляется в товарной форме одним предприятием другому в виде отсрочки платежа;
  • банковский кредит — предоставляется в денежной форме банками и другими кредитными учреждениями;
  • потребительский кредит — предоставляется торговыми компаниями и кредитными организациями для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа; кредит предоставляется в товарной и денежной форме;
  • государственный кредит — предоставляется государством различным субъектам, в этом случае кредитором выступают юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты, а заемщиком — органы государственной власти ;
  • международный кредит — движение ссудного капитала в сфере международных экономических и валютно-финансовых отношений.

Регулирование кредитных отношений осуществляется системой банковских и небанковских учреждений, составляющих кредитную систему.

Кредитная система — это совокупность банковских и иных кредитных учреждений и отношений между ними.

Кредитная система Российской Федерации приведена на рис. 7.1.

В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» банковская система Российской Федерации является двухуровневой и включает в себя Банк России , кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Банк — кредитная организация, имеющая исключительное право на осуществление банковских операции: привлечение во вклады средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом.

Коммерческие банки в отличие от специализированных выполняют все виды кредитных операций.

Специализированные банки выполняют один — два вида кредитных операций.

Инвестиционные банки выдают долгосрочные кредиты.

Инновационные банки — кредиты в разработку новых технологий и иных нововведений.

Депозитные банки — осуществляют выдачу кредитов за счет привлеченных вкладов.

Учетные банки — производят учет векселей и других ценных бумаг . Сберегательные банки — привлекают мелкие вклады и кредитуют население.

Ипотечные банки выдают кредиты под залог недвижимости .

Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом.

Специализированные кредитно-финансовые институты (СКФИ) многообразны:

  • лизинговые фирмы занимаются долгосрочной арендой движимого и недвижимого имущества;
  • факторинговые фирмы покупают право на взыскание дебиторской задолженности;
  • ломбарды выдают ссуды под залог движимого имущества.

Кредитные союзы образуются частными лицами, выдают ссуды своим членам под обеспечение. Общества взаимного кредита близки к коммерческим банкам. Кредитные товарищества создаются для обслуживания своих членов. Страховые компании, инвестиционные и финансовые компании, пенсионные фонды рассматривались выше. Почтовые отделения занимаются переводами и выплатой пенсий . Почтово-сберегательные учреждения выполняют функции банков в отдаленных местностях, где отсутствуют отделения банков.

Законом разрешено создание банковских групп и банковских холдингов, которые не являются юридическими лицами. Банковской группой признается объединение кредитных организаций, в котором одна головная кредитная организация оказывает прямо или косвенно существенное влияние на решения, принимаемые органами управления других кредитных организаций. Банковский холдинг

— это объединение юридических лиц с участием кредитной организации, в котором головная организация (юридическое лицо), не являющаяся кредитной, имеет возможность прямо или косвенно влиять на решения органов управления кредитной организации.

Условия, этапы и методы кредитования

Под условиями кредитования понимаются своего рода требования, которые предъявляются к базовым элементам кредитования — субъектам, объектам и обеспечению кредита .

Совокупность условий, предъявляемых к субъекту, означает, что:

  • банк не может кредитовать любого клиента, банк вступает в кредитные отношения с заемщиком на базе оценки его кредитоспособности, ликвидности его баланса;
  • кредитование должно выражать интересы обеих сторон кредитной сделки ;
  • соблюдение принципов кредитования — целевой характер, срочность и обеспеченность кредита;
  • кредитование производится на платной основе;
  • условием кредитования является заключение кредитного соглашения между банком и заемщиком — условием кредитования является планирование взаимоотношений сторон.

Совокупность условий, предъявляемых к объекту, означает, что:

  • объектом кредитования не может быть всякая потребность заемщика, а только та, которая связана с его временными платежными затруднениями, вызвана необходимостью развития производства и обращения продукта;
  • при оценке объекта должна быть учтена степень риска кредитной сделки.

Условия обеспечения кредита включают следующее:

  • обеспечение, как базовый элемент системы кредитования, должно быть качественным и полным;
  • современная система кредитования базируется на возможности реализации принципов залогового права , наличия различных типов гарантий и поручительства третьих сторон.

При всем многообразии объектов и субъектов кредитования, различных видов ссуд, предоставляемых юридическим и физическим лицам , система кредитования представляет собой единую схему, включающую:

  1. Методы кредитования и формы ссудных счетов.
  2. Кредитную документацию, представляемую банку.
  3. Процедуру по выдаче кредита.
  4. Порядок погашения ссуды.
  5. Контроль в процессе кредитования.

Представленные элементы организационно-экономической схемы по существу выражают технологию кредитного процесса. Его этапы показывают последовательность выполнения определенных обязательных процедур (рис. 7.2).

Переговоры о кредите начинаются задолго до принятия конкретного решения. Предложение о выдаче кредита может исходить как от банка, так и от клиента. Для развитых рыночных отношений более типичной является ситуация, когда банк ищет клиента, предлагает ему свой продукт.

Этап рассмотрения конкретного проекта. Неустойчивость экономической ситуации, инфляция требуют от российских банков особой осторожности и опыта оценки кредитоспособности клиента, объекта кредитования и надежности обеспечения, качества залога и гарантий.

В этом случае реализуется так называемое правило «четырех глаз», когда кредитный проект проходит через фильтр двух людей, не находящихся во взаимном подчинении.

Этап оформления кредитной документации. Работники банка оформляют кредитный договор , выписывают распоряжения по банку о выдаче кредита, заводят специальное досье на клиента-заемщика (кредитное дело).

На третьем этапе — этапе использования кредита — осуществляется контроль за кредитными операциями: соблюдением лимита кредитования (кредитной линии), целевым использованием кредита, уплатой ссудного процента, полнотой и своевременностью возврата ссуд. На данном этапе не прекращается работа по оперативному и традиционному анализу кредитоспособности и финансовых результатов работы клиента, при необходимости проводятся встречи, переговоры с клиентом, уточняются условия и сроки кредитования.

Метод кредитования можно определить как совокупность приемов, с помощью которых банки осуществляют выдачу и погашение кредитов.

Таких методов три:

  • метод кредитования по обороту;
  • метод кредитования по остатку;
  • оборотно-сальдовый метод.

При кредитовании по обороту кредит следует за движением, оборотом объекта кредитования. Размер ссуды возрастает по мере увеличения объективной потребности в ссуде и погашается по мере снижения этой потребности.

При кредитовании по остатку кредит взаимосвязан с остатком товарно-материальных ценностей и затрат, вызвавших потребность в ссуде.

Оборотно-сальдовый метод сочетает кредитование по обороту и по остатку. На первой стадии кредит выдается по мере возникновения в нем потребности, а на второй стадии погашается в строго определенные сроки, которые могут не совпадать с объемом высвобождающихся ресурсов.

Организационно движение кредита (его выдача и погашение) отражается на ссудных счетах клиента, которые открывает ему банк.

Ссудный счет — это такой счет, на котором отражается долг (задолженность) клиента банку по полученным кредитам, выдача и погашение ссуд.

Для всех ссудных счетов характерна их общая конструкция: выдача кредита проходит по их дебету, погашение — по кредиту, задолженность клиента банку всегда по левой, дебетовой стороне ссудного счета (рис. 7.3).

Особенность современной практики кредитования в организационном отношении состоит в том, что она строится не по единому шаблону, а на многовариантной основе. Клиент банка сам выбирает, какая из форм кредитования ему больше подходит, какой ссудный счет ему целесообразнее открыть, какой режим выдачи и погашения ссуд при этом полезнее установить.

Государственный и муниципальный кредит. Формы государственного кредита. Классификация займов

Как правовая категория государственный кредит это самостоятельный финансовый институт, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм , регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Общественное назначение государственного кредита проявляется в его фискальной функции и контроле за мобилизацией средств государством, а также регулирующей роли в общественном воспроизводстве.

Государственный (муниципальный) кредит как экономическая категория представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов.

Свободные денежные средства у населения могут образовываться по ряду причин:

  • из-за неравномерности выплаты заработной платы и других видов доходов , гонораров, дивидендов по ценным бумагам , наследства;
  • ненасыщенность товарного рынка при несбалансированной экономике ;
  • накопление денежных средств для приобретения дорогостоящих вещей длительного пользования.

Государство использует государственный кредит для обеспечения постоянного процесса финансирования различных потребностей государства. Полученные таким образом средства поступают в распоряжение органов государственной власти , превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы.

Основная цель кредитования — покрытие бюджетного дефицита. В последующем источником погашения государственных займов и выплат процентов по ним выступают средства бюджета .

Специфика финансовых отношений, складывающихся в области государственного (муниципального) кредита, заключается в том, что в названных отношениях государство выступает в роли:

  • заемщика, то есть получателя кредита, займа, принимающего на себя обязательство по возврату полученных средств;
  • должника, то есть юридического лица , неспособного удовлетворить требования кредиторов;
  • гаранта, учреждения, дающего гарантийные обязательства об уплате должником (принципалом) денежной суммы кредитору (бенефициару).

Государственный кредит, выступая отдельным звеном финансовой системы, позволяет формировать и использовать централизованные денежные фонды для удовлетворения общественных потребностей.

Как вид кредита государственный (муниципальный) кредит имеет ряд специфических черт, к которым можно отнести:

  1. добровольный характер этих отношений;
  2. возвратный и платный характер;
  3. обеспечение кредита государственным или муниципальным имуществом, в отличие от банковского кредита, где в качестве его обеспечения выступают материальные ценности;
  4. привлекаемые в результате государственного кредита средства имеют специфический целевой характер — они направляются на погашение бюджетного дефицита. В то же время на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального образования привлекаемые таким образом средства могут иметь четко выраженную целевую направленность;
  5. государственный кредит носит срочный характер, в соответствии с Бюджетным кодексом государственные и муниципальные долговые обязательства не могут превышать соответственно 30 и 10 лет.

Распределительная функция обеспечивает формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности, возвратности.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется в том, что государство, вступая в кредитные отношения, прямо или опосредованно воздействует на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок и, в конечном счете, на финансовую политику.

Контрольная функция реализуется через целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Государственный кредит функционирует в следующих формах:

  • государственные гарантии;
  • государственные займы.

Государство, выступая в роли гаранта по кредиту, несет финансовую ответственность в случае неплатежеспособности плательщика, то есть погашает заем, выпущенный нижестоящими органами власти и управления или отдельными хозяйствующими субъектами, а также осуществляет выплату процентов по нему.

Предоставление гарантий осуществляется органами власти на всех уровнях управления. Различают гарантии Российской Федерации, государственные гарантии субъекта Российской Федерации и муниципальные гарантии.

В случае предоставления муниципальных гарантий государственные органы специальной компетенции и представительные органы власти обязаны провести проверку финансового состояния получателя гарантии.

Обслуживание государственного кредита Российской Федерации производится Банком России путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Обслуживание муниципального кредита производится органами местного самоуправления .

В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных заимствований Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации:

  • Государственная долговая книга Российской Федерации;
  • Государственная долговая книга субъекта Федерации;
  • Муниципальная долговая книга.

Формами государственных (муниципальных) гарантий являются:

  • бюджетные ссуды — средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему с целью устранения кассового разрыва при разрыве в периоды поступления и расходования; может быть возмездной;
  • товарный кредит — кредит, осуществляемый в виде поставки товаров;
  • инвестиционный налоговый кредит — отсрочка налогового платежа, предоставляемая предприятиям органами государственной власти и местного самоуправления или налоговыми органами в порядке и на условиях, установленных законом .

По форме эмиссии — облигационные, безоблигационные в виде записей на счетах или в специальных реестрах.

По методам определения дохода облигации могут выпускаться с твердым и плавающим доходом.

И внутренние, и внешние займы подлежат погашению в установленные сроки. Однако на практике часто применяется добровольная и принудительная пролонгация займа — одностороннее увеличение сроков займа.

Условия погашения займа, особенно внутреннего, во многом зависят от общественно-политического строя. При определенных условиях с согласия парламента может приниматься решение об аннулировании займов. Обычно займы погашаются через тиражи погашения, другим способом погашения выступает выкуп правительственных бумаг.

Понятие, состав и управление государственным (муниципальным) долгом

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга.

Государственный (муниципальный) долг - это долговое обязательство Российской Федерации (субъекта федерации и органов местного самоуправления) перед физическими и юридическими лицами , иностранными государствами , международными организациями и иными субъектами международного права .

Государственный долг подразделяется:

По объему долга: капитальный и текущий.

Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам.

Государственный займ - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение гос-вом от юридических и физических лиц, международных финансовых организаций, (осуществляется путем эмиссии и размещения ценных бумаг , получения кредитов у специализированных фин-кредитных институтов, иностранных гос-в). Т.е. при кредитных отношениях, где в качестве заемщика выступает гос-во, а кредиторами - правовые субъекты данной страны и других стран называется государственным займом.

Отсюда следует, что гос. займ - это основная форма проявления гос. кредита.

Государственный займ привелекается для:

1. Финансирования бюджетного дефицита. Государственный кредит, используемый для покрытия бюджетного дефицита, как правило, не связан с производственной деятельностью и задолженность по нему покрывается за счет налогов.

2. Финансирования капитальных вложений в национализированные и смешанные предприятия.

3. Финансирование предприятий местных органов власти.

4. Регулирования денежного обращения страны.

При этом в экономической литературе государственный кредит - это экономические отношения, между государством и физическими и юридическими лицами, т.е. в которых заемщиком выступают физ. и юр. лица, а кредитором государство в лице его органов. Предметом гос. кредита выступают ср-ва бюджета.

Таким образом, отличие гос. кредита от гос. займа состоит в том, что государственные займы :

Ведут к образованию государственного долга, а государственный кредит - позволяет со временем получить обратно и сумму долга и проценты по ней;

Гос. займ связан с привлечением дополнительных средств в распоряжение органов государственной власти, а государственный кредит - с инвестированием государственных средств в зарубежные активы;

Гос. займ являясь составной частью гос. бюджета не явл-ся доходом бюджета.

Основными различиями между налогами и займами:

1. Займы носят возвратный характер. Налоги - это обязанность уплатить сумму безвозвратно гос-ву.

2. Заем в отличие от налога носит добровольный характер. Гос-во, обеспечивая свои доходы через займы, не прибегает к принуждению.

3. Налог характеризуется односторонним движением денег. В случае предоставления займа гос-во выдает встречное финансовое обязательство, свободно обращающееся на рынке.

4. Налог - это доход гос-ва. Заем подлежит возвращению, поэтому займы нельзя причислить к доходам гос-ва.

5. Займы подлежат возврату, что увеличивает расходы гос-ва.

Предоставление гос. кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве внутренних заемщиков могут выступать:


Бюджетные учреждения;

Гос. и муниципальные унитарные предприятия;

Российские предприятия и организации

Органы исполнительной власти;

Нижестоящие бюджеты.

Способами обеспечения возвратности гос.кредитов могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества.

1. Через распределительную функцию государственный кредит участвует в формировании централизованных денежных фондов го-сударства или их использовании на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспе-чивает дополнительные средства для финансирования своих расхо-дов.

2. Регулирующая функция государственного кредита. Вступая в кре-дитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке Денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно исполь-зуя государственный кредит как инструмент регулирования экономи-ку государство может проводить ту или иную финансовую политику.

3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов.

Положительные стороны развития гос. займа :

Как способ покрытия дефицита бюджета, содействует сдерживанию инфляции .

Безэмиссионное пополнение доходов бюджета, которое необходимо для удовлетворения общегосударственных потребностей, особенно если они связаны с чрезвычайными государственными и муниципальными расходами, а также для улучшения состояния расчетов в хо-зяйственном обороте при дестабилизации экономики страны.

Используется и для регулирова-ния денежного обращения. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымаются избы-точные денежные знаки, т. е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Если мобилизо-ванные средства физических лиц будут инвестированы в сферу производства, произойдет сокращение наличной денежной массы в обращении.

Но есть и негативные последствия от чрезмерного увеличения гос. займа:

Государство, осуществляя заимствования на финансовом рын-ке, увеличивает спрос на заемные средства. Этот дополнительный спрос вызывает рост уровня процентной ставки на рынке кредитов, что делает кредиты дорогими для заемщиков, а следовательно, лишает сферу производства ресурсов, которые могли быть использованы в каче-стве производственных инвестиций .

Привлеченные государством временно свободные средства предприятий и физических лиц не попадают в сферу инвестиций в реальный сектор или для пополнения оборотных средств, а расходуются как платежные и покупательные средства. Они не приносят дополнительного дохода и увеличивают «цену» бюджетных доходов государства за счет последующей выплаты процентов или дисконта.

Использование государственного кредита ведет к росту непроизводственных расходов государства и муниципальных образований, так как денежные средства, используемые в качестве кредитных, подлежат обязательному возврату юридическим и физическим лицам (кредиторам), причем с уплатой процентов за пользование кредитом. Уплата же процентов по кредиту, как отмечалось выше, может приводить к росту налогов. При внешнем заимствовании недостатки этого способа покрытия бюджетного дефицита усугубляются тем, что доход получают иностранные кредиторы, а бремя обслуживания долга несут отечественные предприятия и население государства-должника. Это отрицательно влияет на уровень потребления и возможности экономического роста.

Источники государственного займа - временно свободные средства, которые появляются у:

Предприятий;

Пенсионных фондов;

Страховых фондов;

Населения.

Государственный займ может быть внутренним и внешним.

Формы государственного кредита (внутренний):

1. Выпуск государственных займов и обращение части вкладов населения в Сбербанках в государственные займы.

2. Казначейские ссуды. Казначейские ссуды выражают денежное отношение оказания финансовой помощи предприятию или организации органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств, в стабильной работе которого заинтересовано государство. Но это осуществляется на условиях срочности, платности и возвратности.

В первые годы Советской власти гос. займа (Г.З) существовали в двух формах — денежной и натуральной (последняя была обусловлена недостаточно развитыми денежными отношениями и интересами охраны владельцев облигаций от обесценения денежных знаков). Первый советский З. г. был выпущен 20 мая 1922 на 10 млн. пудов ржи и на срок 8 мес. В 1923 были выпущены ещё два натуральных З. г. — хлебный и сахарный (беспроцентные).

Первый советский денежный заём выпущен 31 октября 1922 на 100 млн. руб. В золотом исчислении сроком на 10 лет.

За 1924-1928 было выпущено четыре гарантийных займа на общую сумму 900 млн. руб. золотом, размещавшихся на предприятиях и в организациях. В эти же годы выпускались и крестьянские выигрышные займы. Была применена новая форма размещения займа — проведение подписки на заём среди трудящихся с предоставлением им рассрочки платежей. Возрастанию роли советского З. г. способствовал рост доходов трудящихся. В широком масштабе проводилась подписка на заём индустриализации (1-3-й выпуски), заём «Пятилетка в 4 года», займы 3-й пятилетки (1-4-й выпуски) и др., которые послужили одним из источников средств для социалистической индустриализации и развития народного хозяйства в предвоенные годы.

Заём укрепления обороны (1937), займы военных лет (1-4-й выпуски) сыграли важную роль в финансировании военных расходов государства в период Великой Отечественной войны 1941-1945.

В послевоенные годы средства от размещения советских З. г. (5 выпусков займов восстановления и развития народного хозяйства СССР 1946-1950 и займы развития народного хозяйства СССР 1951-1957) способствовали восстановлению и развитию советской экономики.

Поступления в государственный бюджет СССР от З. г. в годы довоенных пятилеток составили около 50 млрд. руб., в годы Великой Отечественной войны — 76 млрд. руб. и в период 1946-1958 — 260 млрд. руб. (в денежном масштабе до 1961). В целом удельный вес средств от займов в доходах государственного бюджета до Великой Отечественной войны составлял примерно 5%, в годы войны не более 10%, а в 1965, в связи с прекращением выпуска займов, размещаемых по подписке среди населения, снизился до 0,2%.

Как показывает практика увеличение гос. займов отрицательно влияет на развитие страны, в частности на инвестиц. деят-ть пром. предприятий , т.к. будущий инвестор видит для себя высокие риски вложения в страну, имеющую большие долги.

По эмитентам займы делятся на:

Федеральные (большая часть);

Региональные;

Муниципальные (местные).

По форме размещения:

Облигационный (оформляемый в форме ЦБ);

Безоблигационный (заключение кредитного договора государства с кредиторами; применяется в отношении крупных кредиторов).

По форме получения дохода:

Процентные (фиксированные и плавающие);

Выигрышные;

Дисконтные (со скидкой);

Вещевые (погашаются товарами);

Пожизненный (погашение основного долга не происходит, выплачиваются повышенные проценты.

По срокам погашения:

Краткосрочные (до полугода);

Среднесрочные (от 1 до 5 лет);

Долгосрочные (свыше 5 лет).

По методам размещения:

Добровольные;

Принудительные.

Основной формой государственного кредита являются облигационные государст-венные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привле-каются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

Государственными ценными бумагами называются ценные бумаги , удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, орган государственной власти и управления.

В России (СССР) до 1990 г. использовались только государст-венные облигации внутреннего выигрышного займа, либо разме-щаемые по подписке среди населения (это означало практически принудительное их размещение), либо свободно обращающиеся за наличный расчет со сроком до 20 лет.

С 1990 г. среди населения СССР распространялись государст-венные облигации целевого беспроцентного займа сроком на три года. Погашение таких облигаций осуществлялось дефицитными товарами длительного пользования. Для покрытия дефицита бюджета 1990 г. был впервые выпущен в обращение иной вид государственных ценных бумаг - государст-венные казначейские обязательства сроком на 16 лет с уровнем до-ходности 5%. Данные ценные бумаги распространялись также среди населения. Впервые за время существования государства была сде-лана попытка распространения государственного внутреннего 5%-ного займа среди юридических лиц (предприятий, организаций). Данный опыт не принес желаемого результата по ряду причин.

Целевой товарный заем принес бюджету 4,1 млрд руб., но госу-дарство практически до сих пор не выполнило своих обязательств перед кредиторами. Такой тип займа не имеет места в странах с раз-витой рыночной экономикой. С переходом России на новые эконо-мические отношения он не имеет перспективы и в нашей стране.

Экономические условия России обусловили появление ценных бумаг кратко-срочного характера. Так на рынке ценных бумаг появились государственные краткосрочные бескупонные облигации РФ, облигации федерального займа с переменным купоном, облигации государст-венного сберегательного займа, золотые сертификаты Министерства финансов РФ.

Высокая доходность краткосрочных облигаций была очень при-влекательной для инвесторов как резидентов, так и нерезидентов, поэтому рынок ГКО-ОФЗ стал крупным сегментом финансового рынка. Но нерациональная политика государства в области заимст-вований привела к кризису 17 августа 1998 г., когда государство ока-залось не способным выполнить свои обязательства перед кредито-рами. В составе государственного внутреннего долга РФ задолжен-ность по государственным краткосрочным обязательствам составила 480,0 млрд руб., или 63,95% к общей государственной задолженно-сти. После 17 августа выпуск краткосрочных облигаций и выплаты по ним были приостановлены.

Начиная с IV квартала 1998 г. Министерством финансов и Цен-тральным банком РФ проводится работа по разработке механизма реструктуризации государственных ценных бумаг, выпущенных до кризиса. Согласно распоряжению Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. № 1787-р, начиная с 1999 г. проводится новация государст-венных ценных бумаг. Эта операция включает переоформление цен-ных бумаг со значительной отсрочкой платежа, обмен краткосроч-ных государственных ценных бумаг на долгосрочные.

Многообразие ценных бумаг обусловило возможность их клас-сификации по определенным признакам:

В зависимости от способности обращаться на фондовом рынке государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и не-рыночные. Наиболее распространенным типом государственных ценных бумаг являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке. Нерыночные государственные ценные бумаги не могут свобод-но обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государст-ву, но в отличие от рыночных ценных бумаг не могут быть проданы их владельцем третьему лицу.

В зависимости от срока обращения государственные ценные бу-маги подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

Ценные бумаги подразделяются по эмитентам. Выпущенные центральным правительством, они называются федеральными или, как в России, - государственными. От имени государства их выпус-кает соответствующий уполномоченный орган, как правило, Мини-стерство финансов. В качестве агента последнего часто выступает Центральный банк РФ, который в свою очередь может уполномо-чить определенные инвестиционные институты или банки высту-пить официальными дилерами.

Ценные бумаги разделяются на наличные (докумен-тированные) и безналичные, в том числе существующие в виде за-писей на счетах; по способу выплаты доходов.

По способу выплаты дохо-дов по Государственным ценным бумагам различат установление фиксированного процентного платежа; применение ступенчатой процентной ставки; использование плавающей ставки процентного дохода; индексирование номинальной стоимости ценных бумаг; реализация долговых обязательств со скидкой (дисконтом) против их нарицательной цены; проведение выигрышных займов.

В условиях стабильной экономики, при отсутствии высокой ин-фляции, чаще всего используются фиксированная доходная ставка, выигрышные займы. В период высокой инфляции такие ценные бумаги не пользуются спросом.

Доля государственных ценных бумаг в составе государственного внешнего долга Российской Федерации увеличилась за период с 1 января 1995 года по 1 января 2004 года с 18,1% до 35,9%. Задолженность по основной сумме государственного внешнего долга Российской Федерации, оформленного в государственные ценные бумаги, составляет 43 млрд. долларов США.

Государственный кредит - специфическая звено государственных финансов; он не имеет ни отдельного денежного фонда (средства, мобилизуются с его помощью, попадают, как правило, в бюджет), ни отдельного органа управления; вместе с тем он характеризует особую форму финансовых отношений государства и поэтому выделяется в отдельное звено.

Государственный кредит - это совокупность экономических отношений, возникающих между государством и физическими или юридическими лицами (финансово-кредитными учреждениями, корпорациями, иностранными правительствами, международными финансовыми организациями и частными лицами) по вопросу мобилизации дополнительных денежных средств на кредитной основе, то есть на условиях возвратности, срочности и платности, в процессе формирования общегосударственного фонда финансовых ресурсов, в которых государство может быть как заемщиком, кредитором или гарантом.

По экономической сущности государственный кредит - форма перераспределения ВВП. Его источником свободные средства населения, предприятий и организаций.

Целью заимствования средств может быть:

Покрытие бюджетного дефицита;

Регулирование денежного обращения;

Привлечение средств для инвестиционных программ.

То есть государственный кредит непосредственно связан с бюджетным дефицитом, будучи источником его покрытия. В отдельных случаях с его помощью могут мобилизоваться средства в фонды целевого назначения или целевые проекты. Кроме того, в систему государственного кредита относятся ссуды, предоставляемые под государственные гарантии или для пополнения валютных резервов центрального банка от Международного валютного фонда и других международных финансово-кредитных учреждений.

В современных условиях государственный кредит выполняет следующие основные функции:

Фискальную, то есть способствует аккумуляции дополнительных средств в централизованных и децентрализованных фондов государства;

Регулирующую - регулирует денежное обращение посредством осуществления операций на рынке ценных бумаг (купля-продажа государственных ценных бумаг Национальным банком Украины с целью их размещения на открытом рыночные), что влияет на предложение денег и соответственно на ссудный процент.

Кредитный метод привлечения средств в хозяйственный оборот существенно отличается от налогового. С помощью налогов государство принудительно аккумулирует часть стоимости, воплощенной в доходах отдельных социальных слоев. По кредитного метода государство преимущественно в добровольной форме привлекает часть стоимости, отраженной в заемном капитале, то есть часть общественного капитала, отделилась. Налоговый метод государство использует в целях аккумуляции внутренних источников, кредит позволяет ей привлекать не только внутренние, но и внешние источники.

Государственный кредит - одна из форм движения ссудного капитала, и прежде всего временно свободных денежных средств населения и предприятий (объединений), различных фондов, кредитных и страховых учреждений, для финансирования государственных расходов на добровольной основе в условиях государственной гарантии возврата заемных средств, и как правило, с уплатой установленного процента.

В кредитных отношениях участвуют кредитор и заемщик как юридически самостоятельные субъекты. При этом заемщиком обычно является государство. Со стороны государства субъектами кредитных отношений могут быть:

Кабинет Министров Украины;

Органы власти Автономной Республики Крым;

Органы местного самоуправления;

Министерство финансов Украины (в частности в лице Государственного казначейства);

Национальный банк Украины.

С другой стороны, в государственно-кредитные отношения как кредиторы вступают граждане и субъекты хозяйствования (банки, страховые компании, акционерные общества), которые предоставляют кредит государству под определенные государственные обязательства. Предоставление государству кредита со стороны юридических и физических лиц осуществляется путем покупки последним облигаций государственных займов и других ценных бумаг, выпускает государство.

В качестве обеспечения государственного кредита выступает все имущество, находящееся в собственности государства, но объем залога в кредитном соглашении между государством и предприятиями и населением не указывается * 18.

* 18: {Базилевич В Д., Баластрик Л.А. Государственные финансы: Учеб. пособие. - К.: Атика, 2002.}

Государственный кредит бывает следующих видов:

Внутренний, когда государство заимствует средства у предприятий и населения собственной страны;

Внешний, если государство заимствования на международном уровне.

Внутренний государственный кредит может иметь следующие формы:

Государственные заимствования в виде государственных займов;

Мобилизация средств через систему государственных сберегательных учреждений;

Использование средств ссудного фонда;

Казначейские ссуды;

Гарантированы заимствования.

Государственные заимствования - основная форма государственного кредита, когда государство является заемщиком. Для этих заимствований характерно то, что временно свободные денежные средства населения и субъектов хозяйствования привлекаются к финансированию общегосударственных потребностей путем выпуска и реализации государств них ценных бумаг. Оформление государственных заимствований в Украине в основном осуществляется с помощью двух видов ценных бумаг - облигаций и казначейских обязательств (векселей).

Облигация (от лат. Obligatio - обязательство) - самый распространенный вид ценных бумаг, долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (на покрытие бюджетного дефицита) и целевыми (на конкретные проекты).

Облигация имеет номинальную стоимость (указанную на ней сумму долга) и курсовую (рыночную) цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между рыночной ценой и номинальной стоимостью облигации составляет курсовую разницу.

Облигации займов, содержащиеся в портфелях государственных кредиторов, являются ликвидными активами. Кредитор может в любое время вернуть облигации, то есть продать их государству через систему Сбербанка, и получить соответствующую сумму наличными, и сами облигации могут быть платежным средством.

Казначейские обязательства (векселя) имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. То есть, в отличие от облигаций, средства от продажи которых направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетных фондов или на специальные цели, средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета. Они подлежат реализации только среди населения. Выплата дохода осуществляется в форме процентов или на дисконтной основе.

Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются краткосрочные займы (иногда среднесрочные - казначейские ноты), облигациями - средне- и долгосрочные. Заимствования классифицируются следующим образом: 1. В зависимости от размещения заимствований их разделяют на внутренние - на внутреннем финансовом рыночные (предоставляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) и внешние - поступают извне от правительств, юридических и физических лиц других стран, международных организаций и физических институтов.

2. По праву эмиссии различают государственные и местные займы. Государственные займы выпускают центральные органы власти и управления; поступления от них направляются в центральный бюджет. Местные займы выпускают местные органы управления, они направляются в соответствующие местные бюджеты. Органы местного самоуправления осуществляют заимствования на строительство дорог, охрану окружающей среды и финансирования других мероприятий, в которых заинтересована территориальная община.

3. По признаку характера использования ценных бумаг рыночные и нерыночные займы. Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг. Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродать.

4. В зависимости от обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из главных принципов кредитования - принцип материальной обеспеченности; они обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения, их надежность определяется авторитетом государства.

5. По признаку держателей ценных бумаг выделяют такие, реализуемых только среди населения, такие, реализуемых только среди юридических лиц и универсальные, то есть предусмотрены для размещения как среди физических, так и среди юридических лиц.

6. В соответствии с срока погашения задолженности выделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от одного до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет).

7. По форме выплаты дохода государственные займы делятся на процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроцентные (целевые) и дисконтные (с нулевым купоном).

По процентным займам доход устанавливается в виде ссудного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая меняется в зависимости от различных факторов, влияющих на развитие экономики, в первую очередь, от спроса и предложения на кредитном рынке. Если облигация имеет купоны, выплата процентного дохода должно осуществляться на купонной основе. Она может проводиться ежегодно, один раз в полугодие, ежеквартально с изъятием одного купона.

По выигрышных займов доход выплачивается на основании проведения тиражей выигрышей. Доход в этом случае получают не все кредиторы, а только те, номера облигаций которых выиграли. Такая система целесообразна при незначительных сумм займа, приходящихся на одного человека, в результате чего процентным доход не может существенно стимулировать предоставление займа государству.

Процентно-выигрышные займы предусматривают выплату доходов как в денежной, так и в выигрышной формах.

Беспроцентные или целевые заимствования государство использует с целью финансирования определенных инвестиционных проектов в чрезвычайных ситуациях. На сегодняшний день такой вид займов не используется.

Дисконтные ссуды характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Указанная разница формирует доход кредитора. На таких ценных бумагах имеют купонов, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном.

8. По характеру погашения задолженности различают: единовременную выплату и выплату частями. Единовременная выплата предполагает получение долга в конце срока действия займа.

При погашении частями может применяться три варианта: 1) заем погашается равными частями в течение нескольких лет; 2) заем погашается каждый раз суммами, которые увеличиваются; 3) каждый раз сумма уменьшается. Второй вариант используется тогда, когда предполагается в перспективе ежегодный рост доходов государства, третий - напротив, если доходы зменшуватимуся или планируется увеличение государственных расходов.

9. По методу размещения заимствования могут быть добровольные, принудительные или такие, которые размещаются по подписке.

При добровольном размещения займов решение покупать или не покупать государственные ценные бумаги потенциальный покупатель принимает добровольно по своему усмотрению.

Для принудительного размещения характерен давление на будущего покупателя со стороны органов государственного управления, как это было в сталинские времена, когда граждан заставляли вкладывать часть своего заработка в облигации почти с каждой заработной платы, а иногда обязывали покупать облигации и на всю сумму заработной платы.

Займы, размещаемые по подписке, как правило, размещаются среди предприятий по утвержденному списку.

10. В зависимости от обязательств государства по погашению долга различают займы с правом и без права досрочного погашения. Право досрочного погашения позволяет государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.

11. По правовым оформлением выделяют облигационные и безоблигационные государственные займы. Облигационные займы сопровождаются выпуском ценных бумаг, с помощью которых мобилизуются средства на финансовом рынке. Безоблигационные оформляются путем подписания соглашений и договоров. На современном этапе развития экономики безоблигационные заимствования используются на международном уровне, ими оформляются, как правило, кредиты от правительств других стран, международных организаций и финансовых институтов.

Второй формой внутреннего государственного кредита является мобилизация части вкладов населения в государственных заимствований через систему Сберегательного банка, если банк принадлежит к государственным учреждениям. Привлеченные средства направляются в доходную часть бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и привлеченные средства населения формируют их кредитные ресурсы, поэтому изъятие части этих средств в пользу государства может негативно отразиться на финансовых результатах их деятельности.

В отличие от первой формы государственного кредита - государственных заимствований - когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, Сбербанк предоставляет государству средства в кредит за счет привлеченных средств без ведома настоящего владельца (населения). Аналогично действуют и коммерческие банки, когда выдают кредиты своим клиентам. Кроме того, часть ресурсов Сбербанка может направляться на приобретение государственных ценных бумаг.

Еще одна форма внутреннего государственного кредита - заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, которая характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства (без покупки государственных ценных бумаг).

Кроме указанных выше форм государственного кредита, который происходит на основе государственных заимствований в виде государственных займов, есть еще две формы, отражающие отношения финансовой помощи со стороны государства.

Казначейские ссуды как форма внутреннего государственного кредита отражают отношения оказания финансовой помощи субъектам хозяйствования со стороны органов государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях возвратности, срочности и платности. То есть в этом случае государство является кредитором.

Сейчас эта форма государственного кредита активно не используется, но жизнь все более нуждается в возрождении такого механизма. Государство на несет ответственности за финансовые результаты деятельности субъектов хозяйствования, но может оказать финансовую помощь тем предприятиям, в стабильной работе которых она заинтересована.

Отношения, связанные с казначейскими ссудами не является аналогом банковского кредитования, поскольку, в отличие от банков, государство оказывает финансовую помощь на льготных условиях (на более длительный срок и под меньший процент, по сравнению с коммерческими банками) нормой процента, то есть средством поддержки важных для экономики субъектов хозяйствования.

Если правительство гарантирует безусловное погашение заимствований и выплату процентов по займам, сделанным ниже уровнем органами власти и управления или отдельными субъектами хозяйствования, то речь идет об условном государственный кредит - гарантированы заимствования. В этом случае государство является гарантом. По гарантированным займам правительство несет реальную финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.


Международный государственный кредит - совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке как заемщиком, так и кредитором. Эти отношения приобретают форму государственных внешних заимствований. Они осуществляются на тех же условиях, что и внутренние, то есть на условиях возвратности, срочности и платности. их предоставления или погашение происходит за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Суммы полученных внешних займов с начисленными процентами по ним включаются в государственный долг страны.

Государственные внешние заимствования могут предоставляться как в денежной, так и в товарной форме. Как правило, они бывают средне- или долгосрочными.

Денежные заимствования осуществляются в валюте:

Страны-кредитора;

Страны-заемщика;

Третьей страны.

Погашение происходит путем товарных поставок или с помощью валюты по согласованию сторон. Иногда в международных соглашениях устанавливается льготный период по погашению заимствований и уплаты процентов по ним, который предоставляет отсрочку погашения займа на 3-5 лет с целью получения максимального эффекта от ее использования.

Классификация внутреннего государственного кредита приведены на рис. 8.1.

Итак, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно различных форм и методов финансовых отношений. Такой подход направлен на создание благоприятных предпосылок с целью привлечения средств как для государства, так и для ее кредиторов. Разнообразие форм позволяет максимально учесть разные интересы юридических и физических лиц.

  1. Государственный кредит представляет собой отношения заимствования временно свободной стоимости, обязательным участником которых является государство. Государство чаще всего выступает в роли заемщика (государственный займ) или гаранта. Цель привлечения средств государством:

Покрытие бюджетного дефицита

Регулирование денежного обращения

Аккумуляция средств для инвестиционных программ

Цель предоставления гарантий: государственная поддержка предпринимательской активности, поддержка займов на определенном территориальном уровне (как правило, субъектов федераций).

Цель кредитования: поддержка воспроизводственных функций государственных предприятий и некоторых стратегически важных для государства отраслей или предприятий. Кредит может предоставляться также и населению с целью реализации социальной политики государства.

Главной причиной наличия государственного кредита в условиях трансформационной экономики является недостаток бюджетных средств. Поэтому привлекаемые ресурсы передаются органам государственного управления для покрытия бюджетного дефицита. Эта практика является более целесообразной, чем эмиссия денег, следствием чего является инфляция.

По своей экономической сущности государственный кредит – это форма вторичного перераспределения ВВП. Его источником являются свободные средства населения, предприятий и организаций. Государственные заимствования необходимо осуществлять только тогда, когда исчерпаны остальные возможности формирования доходов или необходимо снизить налоговое бремя. При этом обязательно должна функционировать система эффективного и результативного использования заемных средств.

Источники погашения ссуд:

Доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные процессы

Дополнительные поступлення от налогов

Экономия средств от сокращения расходов

Эмиссия денег

Привлеченные от новых займов средств (рефинансирование долга)

Обеспечение государственного кредита выступает все имущество, которое имеется в собственности государства, но объем залога в кредитном соглашении не указывается.

Субъектами государственно-кредитных отношений со стороны Украины выступают:

Кабинет Министров Украины

Органы власти АРК

Органы местного самоуправления (муниципальный кредит? …)

Министерство финансов Украины (в частности Государственное казначейство

Государственный кредит является источником привлечения дополнительных ресурсов в бюджет, оказывает влияние на денежное обращение и процентную ставку через операции на открытом рынке.


  1. Виды и формы государственного кредита.

Государственный кредит бывает двух видов: внешний и внутренний. Внешний государственный кредит представляет собой отношения заимствования между государством и субъектами других стран. Внутренний государственный кредит – между государством и субъектами данный страны.

Основной формой государственного кредита является государственный займ.

По правому оформлению государственный займ делится на виды:

Государственный займ, обеспеченный выпуском ценных бумаг (облигации и казначейские обязательства (векселя).

Государственный займ, предоставляемый на основе соглашения.

Облигация – это средне или долгосрочное долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки кредиторам возвращается долг и выплачивается доход в форме процента, выигрыша или путем оплаты купонов. Цель – покрытие бюджетного дефицита и конкретные проекты (целевой).

Казначейские обязательства (векселя) – краткосрочное долговое обязательства на покрытие бюджетного дефицита. По ним выплачиваются проценты. Реализуются только физическим лицам. Срок погашения до года, среднесрочные – до 5 лет.

Государственный заем на основе соглашения – это, как правило, кредиты, предоставляемые правительством других стран, международными организациями и финансовыми институтами.

По субъектам кредитных отношений государственные займы делятся на те, которые размещаются:

Центральными органами управления

Местными органами управления.

По месту размещения: Внешние займы – предоставляются лицами других стран, международными организациями и финансовыми институтами. Внутренние – внутри страны.

По срокам привлечения средств:

Краткосрочные (погашаются до 1 года для, как правило, покрытия временных кассовых разрывов)

Среднесрочные (1 до 5 лет)

Долгосрочные (5 лет и выше)

По признаку обеспеченности:

Закладные (облигации обеспечиваются определенными доходами или имуществом)

Беззакладные (облигации не обеспечиваются ничем конкретным).

По форме выплаты доходов:

Процентные – собственники получают твердый доход, ежегодно, путем оплаты купонов, или одноразово при погашении суды путем начисления процентом на номинальную стоимость ценных бумаг

Выигрышные – доход получается в форме выигрышей в момент погашения облигации по тем облигациям, которые попали в тираж выигрышей.

Беспроигрышные – гарантируют выигрыш на каждую облигацию в течение срока действия ссуды.

По методу определения дохода займы делятся на обязательства:

С твердым доходом – ставка процента фиксируется на весь период

С плавающим доходом – ставка процента зависит от разных факторов, например от спроса и предложения на эти ценные бумаги на финансовом рынке.

  1. Существование государственного кредита приводит к появлению государственного долга. Его сумма состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (как внутренних, так и внешних), включая гарантии по кредитам, выдаваемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным предприятиям.

Различают текущий и капитальный, внутренний и внешний долг.

Текущий – сумма задолженности, подлежащая погашению в текущем году и подлежащих уплате в этот период процентов по всем ранее выпущенным займам. Капитальный – сумма задолженности и процентов, которые должны быть уплачены по ссудам. Внутренний долг - задолженность кредиторам данный страны. Внешний – задолженность кредиторам других стран.

Управление государственным долгом состоит в обеспечении платежеспособности государства, т.е. возможности погашения долга.

Существует несколько способов регулирования заемной политики:

Конверсия

Консолидация

Унификация

Отсрочка погашения

Реструктуризация

Аннулирование.

Конверсия – изменение доходности ссуд. Осуществляется в случае изменения ситуации на финансовом рынке или ухудшения финансового состояния государства, когда не возможно выплатить предполагаемый доход.

Консолидация – передача обязательства по ранее выпущенному займу на новый займ с целью продления срока ссуды. (обмен старых облигация на новые)

Унификация – объединение нескольких займов в один. С целью упрощения управления государственным долгом

Отсрочка погашения – перенос сроков выплаты задолженности

Реструктуризация – использования в комплексе полностью или частично названых выше методов

Аннулирование – отказ государства от своей задолженности.

Основной задачей финансовой политики Украины является постепенное уменьшение долгового давления на Государственный бюджет и экономику страны и оптимизация структуры государственного долга. Но большой размер долга создает угрозу финансовой безопасности страны.

Внешняя угроза:

Возрастание внешней задолженности

Вмешательство в национальную финансовую сферу международных финансовых организаций

Негативное сальдо торгового баланса

Дефицит платежного баланса

Зависимость национального финансового рынка от мирового

Внешняя угроза.

Рост внутреннего государственного долга

Неэффективность налоговой системы и массовой уклонение от уплаты налогов

Бюджетный дефицит

Неразвитость фондового рынка и слабость банковской системы

Кризис платежей

Низкий уровень инвестиционной деятельности.

Тема 9 . Финансовый контроль

Государственный займ – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение государства от юридических и физических лиц, международных финансовых организаций путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов, иностранных государств. Таким образом, при государственном займе государство выступает в качестве заемщика, а кредиторами – прочие субъекты данной страны и других стран.

Отсюда следует, что государственный займ - это основная форма проявления государственного кредита.

Государственный займ привлекается с целью:

1. Финансирования бюджетного дефицита. Государственный кредит, используемый для покрытия бюджетного дефицита, как правило, не связан с производственной деятельностью, и задолженность по нему покрывается за счет налогов.

2. Финансирования капитальных вложений в национализированные и смешанные предприятия.

3. Финансирование предприятий местных органов власти.

4. Регулирования денежного обращения страны.

При этом в экономической литературе государственный кредит – это экономические отношения между государством и физическими и юридическими лицами, то есть отношения, в которых заемщиками выступают физические и юридические лица, а кредитором - государство в лице его органов. Предметом государственного кредита выступают средства бюджета.

Таким образом, отличие государственного кредита от государственного займа состоит в том, что государственные займы:

- ведут к образованию государственного долга, а государственный кредит позволяет со временем получить обратно и сумму долга, и проценты по нему;

Государственный займ связан с привлечением дополнительных средств в распоряжение органов государственной власти, а государственный кредит - с инвестированием государственных средств в зарубежные активы;

Государственный займ, являясь составной частью государственного бюджета, не является доходом бюджета.

Основными различиями между налогами и займами являются:

1. Займы носят возвратный характер. Налоги – это обязанность уплатить безвозвратно сумму государству.

2. Займ в отличие от налога носит добровольный характер. Государство, обеспечивая свои доходы через займы, не прибегает к принуждению.

3. Налог характеризуется односторонним движением денег. В случае предоставления займа государство выдает встречное финансовое обязательство, свободно обращающееся на рынке.

4. Налог – это доход государства. Заем подлежит возвращению, поэтому займы нельзя причислить к доходам государства.



5. Займы подлежат возврату, что увеличивает расходы государства.

Предоставление государственных кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве внутренних заемщиков могут выступать:

Органы исполнительной власти;

Нижестоящие бюджеты;

Бюджетные учреждения;

Государственные и муниципальные унитарные предприятия;

Российские предприятия и организации.

Способами обеспечения возвратности государственных кредитов могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества.

1. Через распределительную функцию государственный кредит участвует в формировании централизованных денежных фондов го­сударства или их использовании на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспе­чивает дополнительные средства для финансирования своих расхо­дов.

2. Регулирующая функция государственного кредита. Вступая в кре­дитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно исполь­зуя государственный кредит как инструмент регулирования экономи­ки, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов.

Абсолютная величина, динамика и темпы изменений государственного кредита оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие на экономику и финансы страны, отражая эффективность функционирования государственных структур.

Положительные стороны развития государственного займа :

Как способ покрытия дефицита бюджета, содействует сдерживанию инфляции;

Безэмиссионное пополнение доходов бюджета необходимо для удовлетворения общегосударственных потребностей, особенно если они связаны с чрезвычайными государственными и муниципальными расходами, а также для улучшения состояния расчетов в хо­зяйственном обороте при дестабилизации экономики страны;

Используется и для регулирова­ния денежного обращения. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымаются избыточные денежные знаки, т. е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Если мобилизо­ванные средства физических лиц будут инвестированы в сферу производства, произойдет сокращение наличной денежной массы в обращении.

Но есть и негативные последствия от чрезмерного увеличения государственного займа .

1. Государство, осуществляя заимствования на финансовом рын­ке, увеличивает спрос на заемные средства. Этот дополнительный спрос вызывает рост уровня процентной ставки на рынке кредитов, что делает кредиты дорогими для заемщиков, а следовательно, лишает сферу производства тех ресурсов, которые могли быть использованы в каче­стве производственных инвестиций.

2. Привлеченные государством временно свободные средства предприятий и физических лиц не попадают в сферу инвестиций в реальный сектор или для пополнения оборотных средств, а расходуются как платежные и покупательные средства. Они не приносят дополнительного дохода и увеличивают «цену» бюджетных доходов государства за счет последующей выплаты процентов или дисконта.

3. Использование государственного кредита ведет к росту непроизводственных расходов государства и муниципальных образований, так как денежные средства, используемые в качестве кредитных, подлежат обязательному возврату юридическим и физическим лицам (кредиторам) с уплатой процентов за пользование кредитом. Уплата же процентов по кредиту, как отмечалось выше, может приводить к росту налогов. При внешнем заимствовании недостатки этого способа покрытия бюджетного дефицита усугубляются тем, что доход получают иностранные кредиторы, а бремя обслуживания долга несут отечественные предприятия и население государства-должника. Это отрицательно влияет на уровень потребления и возможности экономического роста.

Источники государственного займа – временно свободные средства, которые появляются у:

Предприятий;

Пенсионных фондов;

Страховых фондов;

Населения.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним . Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это способствует интенсивному развитию внешнего (международного) государственного кредита.

Формы государственного кредита (внутреннего):

1. Выпуск государственных займов и обращение части вкладов населения в Сбербанках в государственные займы.

2. Казначейские ссуды. Казначейские ссуды выражают денежные отношения оказания финансовой помощи предприятию или организации органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств, в стабильной работе которого заинтересовано государство. Но это осуществляется на условиях срочности, платности и возвратности.

Как показывает практика, увеличение государственных займов отрицательно влияет на развитие страны, в частности на инвестиционную деятельность промышленных предприятий , так как будущий инвестор видит для себя высокие риски вложения в страну, имеющую большие долги.

Займы классифицируются по нескольким признакам.

1. В зависимости от субъекта, реализующего право эмиссии долговых обязательств:

Государственные займы Российской Федерации,

Государственные займы субъекта РФ (региональные)

Муниципальные (местные).

2. В зависимости от источника заимствований, места реализа­ции займов (национальный или внешний финансовый рынок), валюты займа :

Внутренние;

Внешние.

3. По форме размещения :

Облигационные, оформляемый в форме ценных бумаг;

Безоблигационные путем заключения кредитного договора государства с кредиторами (применяется в отношении крупных кредиторов).

4. По признаку держателей государственных и муниципальных ценных бумаг :

Универсальные, распространяемые как среди физических, так и юридических лиц;

Специальные, реализуемые либо только среди населения, либо только среди организаций.

5. По отношению к вторичному рынку :

Рыночные; свободно продаются и покупаются на вторичном рынке;

Нерыночные - после первичного размещения не обращаются на вторичном рынке, выпускаются для привлечения в бюджет ресурсов опреде­ленных инвесторов - негосударственных пенсионных фондов, страховых обществ и т. д.

6. По форме получения дохода :

Процентные (фиксированные и плавающие);

Выигрышные;

Дисконтные (со скидкой);

Беспроигрышные (выплата выигрыша по облигациям в течение срока их обращения);

Вещевые (погашаются товарами);

Пожизненные (погашение основного долга не происходит, выплачиваются повышенные проценты).

7. По срокам погашения :

Краткосрочные (до 1 года);

Среднесрочные (от 1 до 5 лет);

Долгосрочные (свыше 5 лет).

8. По методам размещения :

Добровольные;

Принудительные (в чрезвычайных военно-политических и экономических условиях).

Основной формой государственного кредита являются облигационные государст­венные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привле­каются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

Государственными ценными бумагами называются ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, орган государственной власти и управления.

Многообразие ценных бумаг обусловило возможность их клас­сификации по определенным признакам.

В зависимости от способности обращаться на фондовом рынке государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и не­рыночные. Наиболее распространенным типом государственных ценных бумаг являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке. Нерыночные государственные ценные бумаги не могут свобод­но обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государст­ву, но в отличие от рыночных ценных бумаг не могут быть проданы их владельцем третьему лицу.

В зависимости от срока обращения государственные ценные бу­маги подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

Ценные бумаги подразделяются по эмитентам. Ценные бумаги, выпущенные центральным правительством, называются федеральными или, как в России, - государственными. От имени государства их выпус­кает соответствующий уполномоченный орган, как правило, Мини­стерство финансов. В качестве агента последнего выступает Центральный банк РФ, который в свою очередь может уполномо­чить определенные инвестиционные институты или банки высту­пить официальными дилерами.

Ценные бумаги разделяются на наличные (докумен­тированные) и безналичные, в том числе существующие в виде за­писей на счетах.

По способу выплаты доходов по государственным ценным бумагам различают установление фиксированного процентного платежа; применение ступенчатой процентной ставки; использование плавающей ставки процентного дохода; индексирование номинальной стоимости ценных бумаг; реализация долговых обязательств со скидкой (дисконтом) против их нарицательной цены; проведение выигрышных займов. В условиях стабильной экономики, при отсутствии высокой ин­фляции, чаще всего используются фиксированная доходная ставка, выигрышные займы. В период высокой инфляции такие ценные бумаги не пользуются спросом.

Государственные и муниципальные заимствования проводятся в соответствии с утверждаемыми программами. Программа госу­дарственных внешних заимствований Российской Федерации предс­тавляет собой перечень всех внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период по видам заимствований с разделением на несвязанные (финансо­вые) и целевые иностранные заимствования (ст. 108 БК РФ). При этом для несвязанных займов и кредитов указываются источники привлечения, суммы заимствования и сроки погашения, а для целевых иностранных заимствований - конечный получатель, цели заимствования и направления использования, источники и суммы заимствования, сроки погашения, гарантии третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет (если такой возврат предусмотрен), оценка объема использованных средств до нача­ла финансового года и прогноз объема использования средств в очередном финансовом году.

Программа государственных внутренних заимствований Россий­ской Федерации на очередной финансовый год и плановый период представляет собой перечень всех внутренних заимствований Рос­сийской Федерации в виде разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований (ст. 110 БК РФ).

Программа государственных внешних заимствований субъек­та РФ - это перечень внешних заимствований субъекта РФ на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плано­вый период). В ней определяются предельный объем, перечень, объемы и сроки погашения внешних заимствований субъекта РФ на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) (ст. 108 БК РФ).

Программа государственных внутренних заимствований субъек­та РФ, муниципальных заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) представляет собой перечень всех внутренних заимствований субъекта РФ, муниципального образования с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований (ст. 110 БК РФ).