С 01 марта 2018 года вступает в силу новая Инструкция Банка России от 16.08.2017 № «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», которая отменяет действие Инструкции № , способствуя либерализации действующих требований валютного контроля в части снижения нагрузки на резидентов при совершении ими валютных операций.

Банк России отмечает, что введение в действие Инструкции 181-И взамен 138-И снизит нагрузку на резидентов в части оформления документов валютного контроля, что будет способствовать уменьшению оснований для привлечения резидентов к административной ответственности, упростит механизм взаимодействия резидентов и банков, повысит оперативность работы резидентов-экспортеров, перераспределяет нагрузку в части валютного контроля с резидентов на уполномоченные банки.

14.11.2017

2 ноября 2017 года была опубликована Инструкция Банка России от 16 августа 2017 г. № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (вступает в силу с 1 марта 2018 г. ; одновременно прекращает свое действие действовавшая ранее Инструкция № 138-И от 4 июня 2012 г.).

Новая Инструкция несколько упрощает порядок оформления в российских уполномоченных банках документов, связанных с проведение валютных операций по внешнеэкономическим сделкам. Она распространяется на резидентов - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, а также на нерезидентов, не являющихся физическими лицами.

Согласно указанной Инструкции:

  1. Произошла отмена требования по оформлению паспортов сделок. Предыдущая Инструкция № 138-И устанавливала порог суммы обязательств по контракту, превышение которого требовало оформления паспорта сделки, в размере 50 000 долларов США. Новая Инструкция 181-И не предусматривает требование составления паспорта сделки.
  2. Отменяется требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях и ведомостей валютного контроля , являвшихся формами учета. При этом требование о представлении документов, являющихся основанием для проведения валютных операций, сохраняется.
  3. Устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами в банк подтверждающих документов и информации в связи с осуществлением валютных операций.

В частности, резидент при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в банк документы, связанные с проведением операций, не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет, указанной в уведомлении банка о ее зачислении.

При списании иностранной валюты с расчетного счета резидента, резидент должен представить в банк документы, связанные с проведением операций, одновременно с распоряжением о списании.

Требования по представлению подтверждающих документов распространяются на договоры, (заключенные между резидентами и нерезидентами, и предусматривающие расчеты через счета резидентов (открытые как в российских, так и в иностранных банках)), сумма обязательств по которым равна или превышает эквивалент:

  • для импортных контрактов или кредитных договоров – 3 миллионов рублей ;
  • для экспортных контрактов – 6 миллионов рублей.

Сумма обязательств по контракту (кредитному договору), определяется на дату его заключения либо в случае изменения суммы обязательств – на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такое изменение суммы, по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю.

Если сумма обязательств по договору с нерезидентом равна или не превышает в эквиваленте 200 000 рублей, представление документов, связанных с проведением валютных операций по такому договору, не требуется.

  1. Вводится новый порядок учета контрактов в банках с присвоением им уникальных номеров (а также снятия их с учета и изменения сведений в них), которые заменяет собой существующий порядок оформления паспортов сделок.

Резидент, являющийся стороной по экспортному или импортному контракту, либо по кредитному договору, должен осуществить их постановку на учет в уполномоченном банке и проводить расчеты по такому контракту только через свои счета, открытые в уполномоченном банке, принявшем на учет контракт. Банк принимает контракт на учет и присваивает ему уникальный номер (о чем информирует резидента).

Для постановки контракта на учет требуются практически те же сведения, что и сейчас для заполнения паспорта сделки:

  • общие сведения о контракте: вид контракта, дата, номер (при наличии), валюта контракта, сумма обязательств, предусмотренная контрактом, дата завершения исполнения обязательств по контракту;
  • реквизиты нерезидента, являющегося стороной по контракту: наименование, страна.
  1. Паспорта сделки, оформленные, но не закрытые до 1 марта 2018, будут считаться закрытыми с указанной даты. При этом отметка об их закрытии в паспорте сделки проставляться не будет, а его уникальный номер будет перенесен банком в реестр в качестве номера поставленного на учет контракта.

Отметим, что банки не вправе отказать в постановке контракта на учет. При этом максимальный срок для такой операции не может составить более 1 рабочего дня. Действовавшей ранее Инструкцией 138-И был установлен срок для оформления паспорта сделки в 3 рабочих дня.

В дополнение к этому необходимо упомянуть, что помимо изменений правил оформления сделок для целей валютного контроля в сторону их упрощения (уменьшение количества требуемых документов; увеличение пороговых значений сумм сделки, при которых требуется их постановка на учет; уменьшение сроков постановки сделки на учет), появились и другие особенности регулирования внешнеэкономических сделок, предусмотренные Федеральным законом от 14.11.2017 N 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» . К ним относятся следующие:

  1. Устанавливается обязательное требование указания срока исполнения обязательств сторонами по внешнеэкономическому договору.

Исходя из формулировки новой редакции пункта 1.1 статьи 19 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» , необходимо будет не только указывать срок исполнения обязательств в договоре, заключенном между резидентом РФ и нерезидентом, но и сообщать банкам точные сроки зачисления денежных средств в иностранной валюте на счет резидента, а также точные сроки исполнения обязательств нерезидентом.

Формулировка предшествующей редакции позволяла указывать в банковских формах учета ожидаемые сроки исполнения обязательств и зачислений денежных средств в иностранной валюте. Новая редакция вступит в силу с 14 мая 2018 г.

Таким образом, на практике может возникнуть ситуация, когда внешнеэкономический договор без указания сроков исполнений обязательств будет признан недействительным вследствие несоответствия законодательным требованиям, либо банк откажет в проведении валютной операции по такому договору.

  1. Расширение перечня оснований для отказа в проведении валютной операции.

Помимо предусмотренных ранее оснований для отказа в проведении операции из-за непредставления сторонами сделки требуемых банками документов по валютной сделке или недостоверности указанных в таких документах сведений, после вступления в силу положений новой редакции ФЗ-173 банки смогут отказывать и по иным основаниям. В частности, такими основаниями могут быть осуществление запрещенных операции по зачислению средств на счет резидента РФ в иностранном банке, осуществление запрещенных валютных операций между резидентами РФ, а также несоответствие представляемых в связи с проведением сделки документов законодательным требованиям.

  1. Вводится административная ответственность за осуществление запрещенных валютных операций для должностных лиц в дополнение к имеющейся ответственности для физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.

Ответственность заключается в уплате штрафа в размере от 20 до 30 тысяч рублей нарушившим валютное законодательство должностным лицом. За повторное совершение незаконной валютной операции должностное лицо может быть подвержено дисквалификации на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Обобщение

Инструкцией ЦБ РФ несколько упрощается порядок и процедура валютного контроля внешнеэкономических сделок резидентов РФ. В основном это касается отмены паспортов сделок с их заменой на постановку договоров на учет в банке, а также отмены требования представлять документы по сделкам менее чем на 200 000 рублей. Вместе с тем новыми поправками в валютное законодательство были введены требования обязательного указания точного срока исполнения обязательств во внешнеэкономическом договоре (невыполнение которого может привести к отказу в проведении валютных операций по нему, а возможно и к признанию сделки недействительной), уточнен список оснований для отказа банка в проведении валютной операции и расширен список лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за нарушение валютного законодательства (была введена ответственность для должностных лиц).

ВНИМАНИЕ! Обновление новости по состоянию на 03.11.2017.

Новая Инструкция №181-и уже опубликована и вступает в силу с 01 января 2018 года )

В декабре 2017 г. планируется изменение порядка взаимодействия резидентов и нерезидентов с банками при осуществлении валютных операций
Банк России разместил на своем сайте проект инструкции «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке и сроках представления единых форм учета и отчетности по валютным операциям, правилах проведения отдельных банковских операций и составления статистической отчетности по ним». Этот нормативный документ в момент своего вступления в силу заменит действующую в настоящее время Инструкцию Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».
В пояснительной записке к проекту указано, что документ направлен на либерализацию действующих требований валютного контроля в части снижения нагрузки на резидентов при совершении ими валютных операций.
И действительно, компания больше не будет представлять в банк справку о валютных операциях ни при зачислении иностранной валюты на транзитный счет, ни при списании иностранной валюты со своего расчетного счета. Паспорт сделки в виде уже привычного документа также перестает существовать.
Но это не значит, что либерализуется валютный контроль. Скорее упрощается документооборот между компанией и банком в части проведения валютных операций.
Так, для проведения валютных операций по-прежнему будет необходимо предоставить банку лежащий в ее основе контракт. Этот контракт ставится банком на учет с присвоением ему уникального номера. В проекте инструкции вместо термина «Банк ПС» (банк паспорта сделки), которым оперировала Инструкция № 138-И, употребляется термин «Банк УК» — по всей видимости, это сокращение от «банк учета контракта». Одновременно с постановкой контракта на учет банк формирует ведомость банковского контроля (этот тип документа никуда не исчезает — банк по закону должен контролировать валютные операции). Перечень данных по валютным операциям, которые должны быть предоставлены в распоряжение банка, представлен в приложении к проекту новой инструкции. Если в контракте не хватает каких-то сведений, необходимых для корректного заполнения ведомости банковского контроля, банк УК запрашивает дополнительные сведения у экспортера или импортера. После полного исполнения обязательств по контракту, экспортер (импортер) представляет в банк заявление о снятии контракта с учета. Точно так же соответствующее заявление (о внесении изменений в ведомость банковского контроля) представляется в банк при внесении в контракт изменений или дополнений плюс сами документы, подтверждающие необходимость внесения изменений, например дополнительное соглашение к контракту.
При исполнении, изменении или прекращении обязательств по контракту компания по-прежнему должна будет представлять в банк справку о подтверждающих документах и сами эти документы. При этом, если верить новому проекту, экспортеры и импортеры больше не будут представлять в банк декларации на товары. Связано это с тем, что между банками и таможенными органами уже налажен электронный обмен информацией в рамках таможенно-банковского контроля, и информация о декларациях на товары поступает в банк в автоматизированном режиме без участия экспортера или импортера.
Необходимо отметить, что отдельная глава проекта посвящена особенностям учета банком операций, осуществляемых с использованием аккредитивной формы расчетов или банковских платежных обязательств.
Компании, осуществляющие валютные операции, все так же должны будут присваивать операции код вида валютной операции.
Разумеется, проект новой инструкции содержит еще множество положений и нюансов, но в целом можно говорить о том, что наконец-то снизится нагрузка на компании в части переписывания данных из одного документа в другой, что сократит количество ошибок при оформлении документов и упростит механизм взаимодействия компаний и банков. Кроме того, получается, что новый документ исключает какие-либо основания для отказа банка в постановке контракта на учет.
Предполагается, что новый порядок вступит в силу с 1 декабря 2017 г. Но в настоящее время проект этого документа находится в стадии публичного обсуждения.
С полным текстом проекта можно

Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (с изменениями и дополнениями) (утратила силу)

  • Раздел I. Представление резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций. Хранение уполномоченным банком данных по валютным и иным операциям, проведенным резидентами и нерезидентами
    • Глава 1. Общие положения
    • Глава 2. Порядок представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций в иностранной валюте
    • Глава 4. Хранение уполномоченным банком данных по валютным и иным операциям, проведенным резидентами и нерезидентами
  • Раздел II. Порядок оформления, закрытия, переоформления паспорта сделки, представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, формирования и ведения ведомости банковского контроля, перевода паспорта сделки в другой уполномоченный банк и особенности учета валютных операций по аккредитивам
    • Глава 5. Общие положения
    • Глава 6. Порядок оформления паспорта сделки
    • Глава 7. Порядок закрытия паспорта сделки
    • Глава 8. Порядок внесения изменений в паспорт сделки (переоформление паспорта сделки)
    • Глава 9. Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с осуществлением валютных операций по договорам (контрактам), на которые установлено требование об оформлении паспорта сделки
    • Глава 10. Порядок формирования и ведения ведомости банковского контроля
    • Глава 11. Оформление паспорта сделки и особенности представления резидентами документов и информации при осуществлении валютных операций через счета резидента в банке-нерезиденте (утратила силу)
    • Глава 12. Особенности оформления (закрытия) паспорта сделки и представления документов и информации при осуществлении валютных операций по отдельным контрактам (кредитным договорам)
    • Глава 13. Особенности оформления паспорта сделки в случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций у уполномоченного банка
    • Глава 14. Перевод паспорта сделки в связи с переводом контракта (кредитного договора) на обслуживание в другой уполномоченный банк
    • Глава 15. Особенности перевода паспортов сделок в случае реорганизации банка ПС или закрытия филиала уполномоченного банка, являющегося банком ПС
    • Глава 16. Особенности учета уполномоченным банком валютных операций по аккредитивам при осуществлении расчетов по контракту, по которому оформлен паспорт сделки
  • Раздел III. Обмен документами и информацией между резидентами (нерезидентами) и уполномоченными банками. Осуществление уполномоченными банками контроля при представлении резидентами (нерезидентами) документов и информации. Досье валютного контроля
    • Глава 17. Порядок обмена документами и информацией между резидентами (нерезидентами) и уполномоченными банками
    • Глава 18. Осуществление уполномоченными банками контроля при представлении документов и информации
    • Глава 19. Досье валютного контроля и порядок его ведения
  • Раздел IV. Переходные и заключительные положения
    • Глава 20. Переходные положения
    • Глава 21. Заключительные положения
    Приложение 1. Справка о валютных операциях Приложение 2. Перечень валютных и иных операций резидентов и нерезидентов Приложение 3. Перечень данных по валютным операциям, подлежащих хранению уполномоченными банками Приложение 4. Паспорт сделки Приложение 5. Справка о подтверждающих документах
  • Приложение 6. Ведомость банковского контроля по контракту
  • Приложение 7. Ведомость банковского контроля по кредитному договору
    • Раздел I. Сведения из паспорта сделки Раздел II. Сведения о платежах Раздел III. Сведения об исполнении обязательств по основному долгу по иным основаниям, отличным от проведения расчетов в денежной форме Раздел IV. Расчет задолженности по основному долгу
    Приложение 8. Форматы электронных документов по контракту Приложение 9. Форматы электронных документов по кредитному договору

Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И
"О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением"

С изменениями и дополнениями от:

На основании Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 30, ст. 3101; 2006, N 31, ст. 3430; 2007, N 1, ст. 30; N 22, ст. 2563; N 29, ст. 3480; N 45, ст. 5419; 2008, N 30, ст. 3606; 2010, N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4584; N 50, ст. 7348, ст. 7351) (далее - Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"), Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973), Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3459, ст. 3469; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, ст. 45; N 30, ст. 3117; 2006, N 6, ст. 636; N 19, ст. 2061; N 31, ст. 3439; N 52, ст. 5497; 2007, N 1, ст. 9; N 22, ст. 2563; N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 45, ст. 5425; N 50, ст. 6238; 2008, N 10, ст. 895; N 15, ст. 1447; 2009, N 1, ст. 23; N 9, ст. 1043; N 18, ст. 2153; N 23, ст. 2776; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5731; N 52, ст. 6428; 2010, N 8, ст. 775; N 19, ст. 2291; N 27, ст. 3432; N 30, ст. 4012; N 31, ст. 4193; N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7069; N 50, ст. 7351) и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 31 мая 2012 года N 10) Банк России устанавливает следующий порядок представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, порядок оформления паспортов сделок, а также порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением.

Регистрационный N 25103

Установлен порядок представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций. Закреплены правила оформления паспортов сделок, а также учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением.

В части документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, инструкция касается нерезидентов и резидентов, являющихся юрлицами (кроме кредитных организаций и Внешэкономбанка), физлиц - ИП и тех, кто занимается частной практикой. Исключение - физлица-нерезиденты.

1. Требуется ли представление нерезидентом в уполномоченный банк распоряжения о переводе денежных средств при осуществлении валютных операций, перечисленных в абзацах 2—6 пункта 3.4 Инструкции № 138-И?

На основании пункта 3.4 Инструкции № 138-И нерезидент при осуществлении валютной операции, связанной со списанием валюты Российской Федерации со своего банковского счета, открытого в уполномоченном банке в валюте Российской Федерации, представляет в уполномоченный банк расчетный документ по валютной операции с указанием в нем в порядке, установленном пунктом 3.2 Инструкции № 138-И, кода вида валютной операции, который соответствует назначению платежа, за исключением случаев, перечисленных в абзацах 2-6 пункта 3.4 Инструкции № 138-И.

Под расчетным документом по валютным операциям в целях Инструкции № 138-И (абзац 2 пункта 3.1 Инструкции № 138-И) понимается распоряжение о переводе денежных средств, предусмотренное нормативным актом Банка России, регулирующим правила осуществления перевода денежных средств, составленное с учетом требований пункта 3.2 Инструкции № 138-И, то есть содержащее в реквизите «Назначение платежа» код вида валютной операции.

Таким образом, в абзацах 2-6 пункта 3.4 Инструкции № 138-И установлено изъятие в отношении случаев неуказания в распоряжении о переводе денежных средств кода вида валютной операции, а не в отношении случаев непредставления распоряжения о переводе денежных средств.

2. Могут ли документы на бумажном носителе, оформляемые в соответствии с Инструкцией № 138-И юридическим лицом - резидентом (за исключением кредитных организаций), подписываться двумя лицами, наделенными правом первой или второй подписи, заявленной в карточке с образцами подписей и оттиска печати?

Пунктом 17.3 Инструкции № 138-И установлено, что при обмене документами и информацией на бумажном носителе документы, оформляемые в соответствии с Инструкцией № 138-И юридическим лицом - резидентом (за исключением кредитных организаций), подписываются лицом (лицами), наделенным (наделенными) правом первой или второй подписи, заявленной в карточке с образцами подписей и оттиска печати, и заверяются оттиском печати юридического лица, образец которой проставлен в карточке с образцами подписей и оттиска печати этого юридического лица.

Таким образом, документы на бумажном носителе, оформляемые в соответствии с Инструкцией № 138-И юридическим лицом - резидентом, могут быть подписаны одним лицом, наделенным правом первой или второй подписи, либо двумя лицами, которые наделены правом первой или второй подписи, заявленной в карточке с образцами подписей и оттиска печати.

3. Распространяется ли требование Инструкции № 138-И об оформлении паспорта сделки (ПС) на агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, заключенные между резидентом и нерезидентом, если в соответствии с условиями таких договоров вознаграждение агента (комиссионера, поверенного) удерживается им из выручки принципала (комитента, доверителя)? Если паспорт сделки по таким договорам оформляется, то какая сумма указывается в паспорте сделки в графе 5 раздела 3 «Общие сведения о контракте» в качестве общей суммы обязательств по договору?

На основании подпунктов 5.1.1 и 5.1.3 пункта 5.1 и пункта 5.2 Инструкции № 138-И требования раздела II Инструкции № 138-И распространяются в том числе на агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, заключенные между резидентами и нерезидентами и предусматривающие осуществление валютных операций, связанных с расчетами через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, и (или) через счета резидентов, открытые в банках-нерезидентах, если сумма обязательств по такому договору превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США на дату заключения договора (на дату заключения последних изменений (дополнений) к договору).

Учитывая, что глава 5 Инструкции № 138-И не делает изъятий в отношении агентских договоров (договоров комиссии, поручения), заключенных резидентами с нерезидентами, в соответствии с условиями которых агент, комиссионер, поверенный удерживает свое вознаграждение из денежных средств, перечисляемых принципалу, комитенту, доверителю, на основании пункта 6.1 Инструкции № 138-И паспорт сделки оформляется резидентом.

На основании пункта 6 порядка заполнения паспорта сделки, приведенного в приложении 4 к Инструкции № 138-И, в графе 5 раздела 3 «Общие сведения о контракте» (форма 1 ПС) указывается общая сумма обязательства по договору. При этом под общей суммой обязательств по договору понимаются как денежные средства, являющиеся вознаграждением агента (комиссионера, поверенного), независимо от того, удерживается ли сумма вознаграждения либо подлежит перечислению, так и иные денежные средства, которые в соответствии с условиями договора подлежат перечислению агенту, комиссионеру, поверенному. В случае отсутствия в договоре информации для заполнения графы 5 при оформлении ПС в графе 5 проставляется символ «БС».

4. Учитываются ли в составе общей суммы обязательств, указываемой в графе 5 подраздела 3.1 «Общие сведения о кредитном договоре» (форма 2 ПС, лист 1), суммы процентных платежей по кредитному договору?

Порядок заполнения формы 2 ПС (приложение 4 к Инструкции № 138-И) предусматривает отражение процентных платежей в отдельном дополнительном разделе 8 «Специальные сведения о кредитном до­говоре» листа 2 паспорта сделки.

В связи с этим процентные платежи не учитываются при отражении резидентом суммы в графе 5 подраздела 3.1 «Общие сведения о кредитном договоре» (форма 2 ПС, лист 1). В данной графе указывается только сумма основного долга по кредитному договору.

5. Учитываются ли в составе общей суммы обязательств, указываемой в графе 5 раздела 3 «Общие сведения о контракте» (форма 1 ПС) и в графе 5 подраздела 3.1 «Общие сведения о кредитном договоре» (форма 2 ПС, лист 1), суммы штрафов, пеней и иных аналогичных платежей, предусмотренных условиями контракта? Отражаются ли такие платежи в ведомости банковского контроля?

В соответствии с абзацем 5 пункта 6 порядка заполнения паспорта сделки (приложение 4 к Инструкции № 138-И) в графе 5 раздела 3 «Общие сведения о контракте» (форма 1 ПС) указывается общая сумма обязательств, предусмотренная контрактом, по которому оформлен ПС.

Исходя из главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации штрафы, пени и иные платежи аналогичного характера не относятся к обязательствам по контракту, а являются способом обеспечения исполнения обязательств.

Таким образом, суммы штрафов, пеней и иных аналогичных платежей не учитываются при определении общей суммы обязательств по контракту в графе 5 раздела 3 «Общие сведения о контракте» (форма 1 ПС).

В связи с этим исходя из положений главы 9 Инструкции № 138-И у резидента отсутствует обязанность по представлению в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах и документов, подтверждающих уплату штрафов, пеней и иных аналогичных платежей.

При этом в представляемой в соответствии с главами 2 и 3 Инструкции № 138-И справке о валютной операции резиденту следует указывать код вида валютной операции 35030 (35040) в соответствии с приложением 2 к Инструкции № 138-И и номер паспорта сделки, в рамках которого проводятся такие платежи, с отражением информации об указанных платежах в разделе II ведомости банковского контроля.

Исходя из пункта 5 порядка заполнения ведомости банковского контроля по контракту, приведенного в приложении 6 к Инструкции № 138-И, в разделе V платежи, связанные с оплатой штрафов, пеней и иные аналогичные платежи, предусмотренные условиями контракта, не учитываются при проведении расчета сальдо.

Аналогичный подход используется при заполнении графы 5 подраздела 3.1 «Общие сведения о кредитном договоре» (форма 2 ПС, лист 1) и отражении информации в ведомости банковского контроля.

6. Какие платежи следует считать периодическими фиксированными платежами для целей применения пункта 9.5 Инструкции № 138-И? Представляется ли справка о подтверждающих документах, если в рамках контракта помимо периодических фиксированных платежей осуществляются платежи, не являющиеся периодическими фиксированными платежами (разовые платежи)?

В соответствии с пунктом 9.5 Инструкции № 138-И, если контрактом предусмотрены периодические фиксированные платежи, в частности в связи с передачей недвижимого имущества по договору аренды, финансовой арендой (лизингом), оказанием услуг связи, страхованием (далее - контракт), резидент не представляет в банк ПС справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы.

Периодичность платежей либо порядок расчета периодичности осуществления платежей определяется в соответствии с условиями контракта.

При этом под периодичностью следует понимать определенные условиями контракта платежи, которые осуществляются (будут осуществляться) более одного раза в рамках исполнения условий контракта.

Под фиксированными платежами для целей применения пункта 9.5 Инструкции № 138-И следует понимать платежи, сумма которых зафиксирована условиями контракта либо является определяемой, то есть в контракте установлен способ расчета платежа и (или) алгоритм исчисления суммы платежа (к таким платежам можно отнести в том числе коммунальные платежи, плату за уборку помещения и др.).

В связи с тем, что при осуществлении периодических фиксированных платежей справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы резидентом в банк ПС не представляются, при формировании ведомости банковского контроля по контракту в графе 5 раздела V ведомости банковского контроля (ПС с кодом вида контракта 3) или в графе 6 раздела V ведомости банковского контроля (ПС с кодом вида контракта 4) отражается сумма, равная общей сумме периодических фиксированных платежей раздела II ведомости банковского контроля.

При осуществлении разовых платежей в соответствии с контрактом, предусматривающим периодические фиксированные платежи, резидент должен представить в уполномоченный банк в соответствии с требованиями пункта 9.1 Инструкции № 138-И справку о подтверждающих документах вместе с подтверждающими документами.

7. При представлении резидентом в уполномоченный банк для оформления паспорта сделки заполненной формы паспорта сделки на бумажном носителе и принятии уполномоченным банком на обслуживание контракта (кредитного договора) и паспорта сделки может ли уполномоченный банк вернуть резиденту эту же форму паспорта сделки на бумажном носителе с проставлением на ней присвоенного номера паспорта сделки и, соответственно, считать свою обязанность направить резиденту оформленный паспорт сделки в соответствии с пунктом 6.8 Инструкции № 138-И выполненной? В этом случае следует ли помещать копию экземпляра паспорта сделки на бумажном носителе в досье валютного контроля?

В соответствии с пунктом 6.6 Инструкции № 138-И для оформления паспорта сделки резидент представляет в уполномоченный банк одновременно один экземпляр ПС, заполненный в порядке, приведенном в приложении 4 к Инструкции № 138-И, а также иные перечис­ленные в пункте 6.6 Инструкции № 138-И документы и информацию.

В соответствии с пунктом 6.8 Инструкции № 138-И в случае принятия уполномоченным банком на обслуживание контракта (кредитного договора) и оформления по нему ПС уполномоченный банк в установленный пунктом 6.7 Инструкции № 138-И срок формирует ПС в виде электронного документа, присваивает номер ПС и обеспечивает ведение и хранение ПС в электронном виде.

ПС считается оформленным после присвоения ему банком ПС номера и проставления даты оформления и подписи ответственного лица.

Оформленный ПС не позднее двух рабочих дней после даты его оформления направляется банком ПС резиденту. Данная норма распространяется на случаи направления банком ПС резиденту оформленного паспорта сделки как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

В связи с этим в случае, если резидент представляет заполненный паспорт сделки на бумажном носителе, уполномоченный банк при оформлении паспорта сделки в соответствии с пунктом 6.8 Инструкции № 138-И вправе вернуть резиденту полученный от резидента паспорт сделки с проставленными в нем номером паспорта сделки, датой оформления и на каждой странице подписью ответственного лица и печатью уполномоченного банка. В этом случае обязанность уполномоченного банка по направлению резиденту оформленного паспорта сделки в соответствии с пунктом 6.8 Инструкции № 138-И будет считаться выполненной.

Копия заполненного паспорта сделки на бумажном носителе, представленного резидентом в уполномоченный банк для его оформления, может помещаться уполномоченным банком в досье валютного контроля в случаях и порядке, установленных во внутренних документах уполномоченного банка в соответствии с пунктом 19.1 Инструкции № 138-И.

8. Сведения о каком банке плательщика при зачислении денежных средств на счет резидента (нерезидента) в уполномоченном банке со счетов резидента (нерезидента), открытых в иностранных банках (банках-нерезидентах), если перевод осуществляется через несколько уполномоченных банков, следует отразить уполномоченному банку в данных по валютным операциям, подлежащих хранению уполномоченными банками в соответствии с главой 4 Инструкции № 138-И (далее - данные по валютным операциям), согласно пункту 7 Перечня данных по валютным операциям, подлежащих хранению уполномоченными банками (приложение 3 к Инструкции № 138-И) (далее - Перечень)?

В случае если перевод в пользу резидента (нерезидента) осуществляется со счетов нерезидентов (резидентов), открытых в иностранном банке (банке-нерезиденте), при этом такой перевод осуществляется через корреспондентские счета нескольких уполномоченных банков, уполномоченному банку, в котором открыт счет получателя денежных средств, при наличии у него информации о банке плательщика (банке-нерезиденте) следует в данных по валютным операциям отразить сведения, предусмотренные пунктом 7 Перечня, о банке-нерезиденте. При отсутствии такой информации у уполномоченного банка, в котором открыт счет получателя денежных средств, в данных по валютным операциям отражается информация об уполномоченном банке, который в расчетном документе, на основании которого денежные средства зачисляются на счет получателя денежных средств, указан как «Банк плательщика».

Материал подготовлен Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля.