Такие индикаторы, как инфляция , процентные ставки и валютный курс , используются при проведении операций на открытом рынке.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ "Банковское дело, часть 13: Операции на открытом рынке"

    ✪ "Федеральный Резерв. Операции на открытом рынке"

    ✪ "Операции на открытом рынке и разбор Количественного Смягчения"

    Субтитры

    В прошлый раз я упоминал, что в этом ролике мы обсудим эластичность денежной массы. Денежную массу, которая может изменяться в зависимости от потребности в деньгах. Я сделал небольшое отступление и рассказал вам о казначейских ценных бумагах, так как это очень важный момент, а теперь, прежде, чем мы приступим, давайте вспомним, что такое денежная масса. Есть два определения. Сначала, когда мы рассматривали понятие Д0, я говорил о золотых резервах, но теперь мы немного расширим это определение и рассмотрим базовую денежную массу. Депозиты и банкноты Федерального резерва. Итак, в нашей вымышленной реальности, все депозиты Федерального резерва в конечном итоге были переведены в банкноты, но если вот этот банк не хочет переводить резервы полностью в наличные деньги, он может часть из них оставить на расчетном счете в Федеральном резервном банке. То есть, банкноты Федерального резерва и депозитные счета Федерального резерва - это, по сути дела, одно и то же. Банкноты просто немного более взаимозаменяемы. Вы можете передать их кому угодно, а тот, в свою очередь, может передать их кому-то еще, в то время как, имея расчетный счет или счет до востребования в Федеральном резервном банке, вам необходимо делать банковский перевод или выписывать чек. Но все это - базовая денежная масса. Вы можете называть ее денежной базой. По сути дела, это размер пассивов Федерального резерва в очень широком смысле. Мы подробно рассмотрим реальный баланс Федерального резерва в ближайшее время. Сейчас в нашем примере базовая денежная масса равна 200 монетам, теперь мы назовем их долларами. Давайте уйдем от золотых монет. Просто скажем, что доллар равен золотой монете в рамках нашего ролика. Итак, наша базовая денежная масса - я назову ее Д0 - сейчас равняется 200. Здесь у нас наличные деньги, сумма которых складывается из банкнот и бессрочных депозитов Федерального резерва. К примеру, вот здесь может быть 100 долларов, в виде расчетного счета в резервном банке, а вот здесь, вместо этого тоже может быть расчетный счет. Но это по-прежнему считалось бы частью базовой денежной массы, поскольку если этот банк, имеющий расчетный счет, скажет, что ему нужны наличные деньги, то Федеральный резервный банк выпустит банкноты и закроет этот расчетный счет, который превратится обратно в банкноты. То есть они эквивалентны. Это просто другой способ ведения учета. Итак, вот базовая денежная масса. Теперь дадим более широкое определение денежной массы. Мы можем назвать ее деньгами банковского оборота. А официальное название - Д1. И это то самое понятие, которое я рассмотрел, кажется, 10 роликов назад. Это значит, сколько денег у людей, по их собственному мнению. Количество денег на депозитных счетах до востребования. В нашем случае - вот это. Все вкладчики этого банка думают, что у них есть по $100, верно? Эти $100, которые, как они полагают, у них есть и на которые они могут выписать чек. И в этом банке также есть $100. Таким образом, базовая денежная масса… Нет, так не правильно. Нет, нет, просите. Здесь не $100. Почему я сказал $100? Давайте посмотрим. У этого банка есть $100 золотом, и он может выдать займов на сумму до $200, или может положить сумму до $200 на депозитные счета до востребования. Итак, у него есть $200. Поскольку в предыдущем ролике мы упоминали о том, что норма резервов составляет 50%, и это говорит нам, что если этот банк имеет $100 в резерве, то может держать $200 на депозитных счетах до востребования. Мы много раз повторяли, как это происходит. Этот банк может сделать то же самое. Он размещает $200 на депозитных счетах до востребования. Таким образом, общая сумма денег, которая, как думают люди, у них имеется, например, на депозитных счетах… В нашей ситуации я предполагаю, что все наличные деньги находятся в резервном банке, хотя мы знаем, что некоторые из них будут находиться в обращении. Давайте просто предположим, что мы живем в мире, где все используют дебетовые карточки все время, и никто не пользуется наличными деньгами. Думаю, мы движемся к этому очень быстро. Как мы скоро увидим, это увеличивает денежную массу. Но, так или иначе, я не хочу пока углубляться в технические вопросы. Д1, в состав которого входит общая сумма на депозитных счетах до востребования в нашем мире, равен $400. И эта связь очень важна, так как нормативный резерв составляет 50%. Итак, мы можем предположить, что банки стремятся получить сумму, как можно более близкую к их нормативному резерву, поскольку они не получают проценты на резервы. Они получают проценты по займам, которые выдают в зависимости от открытия расчетных счетов. Если бы номинальный резерв составлял 10%, а наша базовая денежная масса - $200, мы бы, вероятно, увидели Д1 в размере $2000. Итак, мой к вам вопрос заключается в том… Возможно, вы хотите сделать паузу и подумать об этом. Как правительство, центральный банк или экономика может увеличивать или уменьшать денежную массу? Я полагаю, первый же возникший вопрос состоит в том, зачем нужно это делать? Давайте предположим, что мы уже в этом мире, и у нас есть только два банка. И денежная масса Д1 равна $400. Допустим, наша экономика растет. Мы способны производить больше товаров и услуг. Возможно, к нам приехали иммигранты, стало больше рабочей силы. А, возможно, появилась инновационная технология. Или, может быть, это сезонный рост. Возможно, сейчас посевной сезон и многим фермерам нужны деньги, чтобы нанимать людей на работу. Это еще один случай, когда вам может понадобиться больше денег. Если вы не увеличите денежную массу в таких случаях, когда ваша экономика растет или возрастает спрос из-за каких-либо сезонных колебаний, если вы не увеличите количество денег, то они станут более дорогими. Я сделаю целый ролик, посвященный этому. Вас не должно сбивать с толку выражение «деньги станут более дорогими». Это означает, что в рассматриваемом случае вырастут процентные ставки. И если деньги станут слишком дорогими, то некоторые хорошие проекты станут невозможными. Таким образом, вы можете ограничить экономический рост. Но мы еще отдельно поговорим о том, когда есть смысл расширять или сокращать денежную массу. Сейчас остановимся на том, как это сделать в реальности. Существует два способа. Если бы нормативный резерв составлял 10%, то эти банки могли бы открыть больше расчетных счетов, так? Они могли бы ссужать больше денег и открывать больше расчетных счетов. Если бы нормативный резерв составлял 10%, то Д1 был бы равен $2000, так? Он был бы равен десятикратному размеру вот этого, а не двукратному - вот этого. И это рассматривается как один из инструментов Федерального резервного банка. Поскольку, как мы сказали ранее, Федеральный резервный банк устанавливает размеры нормативных резервов. Но, если задуматься, проблема этого инструмента, заключается вот в чем… Если мы установили нормативный резерв в размере 10% и вдруг все эти банки начали ссужать большие суммы денег, и у них имеется только 10%, то что же произойдет? Соотношение резервов и расчетных счетов составит 10%. Подумайте о том, что произошло бы, если бы вы захотели увеличить нормативный резерв вновь до 50%. Как банки могли бы получить обратно 50%? Всем банкам пришлось бы либо начать распродавать активы, либо возвращать займы. Получилась бы очень неприятная ситуация. Если бы вы снизили нормативный резерв, а затем захотели бы снова повысить его, вы бы заставили многие банки испытывать нехватку капитала, поскольку большинство банков работает только с тем, что им необходимо. Таким образом, вы вряд ли захотите играть с нормативными резервами. Итак, проблема заключается в том, что если вы не будете изменять нормативный резерв, который представляет собой соотношение резервов и средств на расчетных счетах, то окажется, что единственный способ увеличения количества расчетных счетов - это каким-либо образом увеличить резервы. Если вы сможете как-нибудь увеличить фактические резервы здесь. Итак, мой вопрос - как вы можете сделать это? Давайте предположим… Вы, я надеюсь, уже вполне знакомы с банковской системой с частичным резервированием. И соответственно, вы могли бы заметить, что это относится также и к центральному банку. Итак, в данный момент все депозиты центрального банка обеспечены золотом, 1:1. И нет ничего, что помешало бы этому банку также осуществлять кредитование с частичным резервированием. Центральный банк не имеет нормативных резервов. Это происходит потому, что до некоторой степени он всегда может обеспечить ликвидность, поскольку банкноты гарантируются государством. А государство всегда может собрать больше налогов, чтобы покрыть свои займы. Таким образом, Федеральный резерв может выступать в качестве печатного станка для базовой денежной массы, о котором говорят люди. Но есть два печатных станка. Печатный станок для денежной базы и печатный станок для левериджа. Если вот это возрастет… Я сделаю целый ролик об этом. Я не хочу слишком углубляться в технические детали, у меня и так заканчивается время. Итак, что Федеральный резерв может сделать в этой ситуации? Он может напечатать некоторое количество банкнот. Допустим, он напечатает 100 банкнот. Он платит Казначейству за печать банкнот для него, но при этом сам создает эти банкноты, а затем, конечно же, гарантирует их надежность, так? Выпущенные и гарантированные банкноты, 100. А затем он берет эти $100. Я имею в виду эти долларовые купюры, хотя это может быть и какой-либо счет до востребования или что-нибудь еще… Он берет эти 100-долларовые купюры, которые он напечатал, и затем он может купить казначейские ценные бумаги. Итак, что произойдет, если Федеральный резерв возьмет эти 100-долларовые купюры и купит казначейские ценные бумаги? Казначейские ценные бумаги больше не должны выпускаться государством. Поскольку когда бы государство ни выпускало ценные бумаги, они покупаются множеством людей во всем мире. Всегда есть некоторое количество казначейских ценных бумаг, находящихся на руках, пока Казначейство имеет определенный долг. Итак, у меня есть казначейские ценные бумаги, и пусть это будет центральный банк. У меня есть несколько таких долговых расписок, которые я купил у государства. А у Федерального резерва есть вот эти $100. Нарисую это зеленым. Есть вот эти $100. Итак, Федеральный резерв покупает эти ценные бумаги. Возможно, я не хочу продавать их по текущей цене, поэтому они заплатят мне немного больше действующей цены, чтобы я согласился расстаться со своими ценными бумагами. И я сделаю целый ролик о том, что это значит и как это изменяет кривую доходности и т. п. Я просто хочу дать вам базовое представление о том, что Казначейство создает банкноты, выпускает их в обращение и компенсирует… И затем они могут использовать эти 100-долларовые купюры, чтобы купить казначейские ценные бумаги или государственные долговые расписки на открытом рынке. Что теперь произойдет? Эти 100-долларовые купюры теперь являются казначейскими ценными бумагами. Напишу: казначейские ценные бумаги. И мой вопрос состоит в том, что у меня были ценные бумаги. Они лежали под матрасом. А теперь у меня нет этих ценных бумаг. Но есть $100. Что я буду делать с этими $100? Я положу их в банк. Итак, я кладу в банк свои $100. Может быть, я положу их вот сюда, выше, и мой расчетный счет немного вырастет, но каков будет совокупный результат? Теперь в национальной банковской системе, вдруг стало больше денег, больше долларовых резервов, чем можно применить к ее норме резервов. Теперь вот здесь есть мой вклад в размере $100. И теперь вот этот банк может выдать еще один кредит в размере $100. То есть, по сути я увеличил денежную базу, и теперь Д0 увеличился с $200 до $300, поскольку у меня есть $300 в выпущенных банкнотах. И теперь мой Д1 - я взял эту 100-долларовую купюру, которую мне выдало Казначейство, и положил ее на банковский счет. Теперь у меня есть банковский счет на $100, и, поскольку нормативный резерв составляет 50%, банк может выдать еще один заем. Я знаю, это уже выглядит неаккуратно. $400… И теперь наш Д1 равен $600. Итак, подобным образом, посредством печати денег и выпуска казначейских ценных бумаг, центральный банк способен увеличить агрегат Д1 на $200. Я сделаю больше роликов об этом. Не хочу вас слишком сильно запутывать. До встречи! Subtitles by the Amara.org community

Процесс

Поскольку большая часть денег в наше время существует в электронном виде, а не в виде банкнот и монет, операции на открытом рынке производятся путём увеличения (кредитование ) или уменьшения (дебетование ) объёма базовых денег (денежная база) на резервном счету банка в центральном банке. Таким образом, процесс не требует печати новой валюты. Однако, он увеличивает обязательство центрального банка напечатать деньги, если коммерческому банку потребуются банкноты в обмен на уменьшение электронного баланса.

Когда присутствует повышенный спрос на базовые деньги, центральный банк должен предпринять действия, если он желает удержать краткосрочные процентные ставки у целевого уровня. Он делает это путём увеличения предложения базовых денег. Центральный банк выходит на открытый рынок, чтобы купить финансовый актив (государственные облигации, иностранную валюту или другие сравнительно стабильные активы). Чтобы заплатить за актив, центральный банк создаёт новые базовые деньги и кредитует ими счёт банка-продавца актива. Таким образом увеличивается денежная база в экономике. И наоборот, если центральный банк продаёт активы на открытом рынке, соответствующая сумма базовых денег списывается со счёта банка-покупателя, таким образом денежная база сокращается.

Возможные цели

Деньги создаются и уничтожаются с изменением резервного счёта коммерческого банка в ФРС. Федеральный резерв проводит операции на открытом рынке с 1920-х годов через Отдел открытого рынка Федерального резервного банка Нью-Йорка по распоряжению Федерального комитета по операциям на открытом рынке . Операции на открытом рынке также являются одним из способов контроля инфляции: продажа государственных облигаций коммерческим банкам уменьшает их возможность выдавать кредиты, таким образом часть денег изымается из циркуляции.

Когда центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка и тот может расширить объем своих операций (к примеру, при норме обязательного резерва в 10% поступление на резервный счет 10 тыс. руб. позволяет увеличить объем операций на 100 тыс. руб.).

Если ЦБ продает ценные бумаги, то процесс протекает противоположным образом. Продажи бумаг на открытом рынке используются для стерилизации , т.е. всасывания излишней денежной массы.

В промышленно развитых странах операции на открытом рынке стали основным инструментом центрального банка в силу следующих факторов:

1) государственные ценные бумаги можно продавать и покупать в различных количествах, а значит, и оказывать существенное влияние на предложение денег;

2) появляется возможность эффективно контролировать объем операций;

3) по причине высокой ликвидности рынка государственных ценных бумаг скорость проведения операций на нем довольно высока.

Операции на открытом рынке в зависимости от условий сделок подразделяются на прямые сделки (купля-продажа за наличные) и срочные сделки (купля-продажа на срок с обязательной обратной продажей - операции РЕПО). Объекты сделок - операции с государственными или частными ценными бумагами. При прямых сделках купля-продажа ценных бумаг совершается с немедленной поставкой, а процентные ставки устанавливаются на аукционе.

Сделки РЕПО проводятся на условиях соглашения обратного выкупа. При этом различают прямые сделки РЕПО и обратные (или парные). Прямые означают покупку ценных бумаг центральным банком с обязательством дилера или коммерческого банка выкупить их обратно через определенный срок. При заключении обратных сделок РЕПО центральный банк продает бумаги и принимает на себя обязательства выкупить их у дилера или коммерческого банка через определенный срок.

По целям проведения операции открытого рынка делятся на динамические и защитные. Динамические операции используют прямые сделки и направлены на изменение уровня банковских резервов и денежной базы. Защитные используют сделки РЕПО и проводятся для корректировки резервов в случае их неожиданных отклонений от заданного уровня.

Купля-продажа ценных бумаг позволяет не только контролировать количество денег в обращении, но и изменять его в необходимых параметрах.

3. Процентная политика Центрального банка. С помощью данного инструмента центральный банк может влиять на денежную базу и ликвидность банков. В этих целях используется ставка рефинансирования и ставка по кредитным и депозитным операциям ЦБ (учетная ставка).

Ставка рефинансирования - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам. Изменение ставки рефинансирования позволяет достаточно гибко регулировать объем денежной массы в обращении1. Если ставка рефинансирования повышается, то объем заимствований коммерческих банков у ЦБ сокращается, в результате чего может уменьшаться выдача кредитов коммерческими банками.


Кроме того, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают свои процентные ставки по ссудам. Таким образом, объемы выдаваемых кредитов сокращаются и предложение денег в экономике снижается. При повышении ставки рефинансирования происходит обратный процесс.

Сфера использования ставки рефинансирования центрального банка:

Служит ориентиром для рыночных процентных ставок по депозитам и кредитам. Это своего рода индикатор намерений ЦБ;

Применяется в подоходном налогообложении граждан при расчете подоходного налога с материальной выгоды, образующейся по кредитным договорам, при выплате страхового возмещения, при начислении процентного дохода по депозиту; используется также при налогообложении прибыли;

Учитывается при расчете курса ценных бумаг;

Является инструментом регулирования плавающего валютного курса;

Используется как прогноз центрального банка по инфляции.

Таким образом, изменение ставки рефинансирования позволяет гибко регулировать объем денежной массы в обращении.

Вместе с тем изменение ставки рефинансирования может иметь неоднозначные экономические последствия. К примеру, существенное повышение ставки рефинансирования часто используется как антиинфляционная мера. В то же время увеличение ставки рефинансирования при бюджетном дефиците увеличивает государственный долг за счет растущих процентных выплат по государственным ценным бумагам, что в конечном счете способно раскрутить инфляционный процесс (особенно если бюджетный дефицит значителен).

Официальная учетная ставка (discount rate) представляет собой плату, взимаемую ЦБ при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним. Это так называемая процедура учета ценных бумаг ЦБ, получившая название учетного, или дисконтного, окна, своего рода разновидность кредитования банков под залог ценных бумаг.

Учетная ставка является своеобразным ориентиром для установления межбанковской ставки процента и ставки процента, по которой коммерческие банки выдают кредиты небанковскому сектору - домохозяйствам и фирмам.

Коммерческие банки прибегают к займам через учетное окно ЦБ в двух случаях. Во-первых, для пополнения обязательных резервов (если учетная ставка ЦБ ниже ставки процента на межбанковском рынке), а во-вторых, в целях получения прибыли (если разница между учетной ставкой и ставкой ссудного процента будет достаточно велика).

Если центральный банк хочет увеличить денежную массу в стране, то понижает учетную ставку. Спрос коммерческих банков на ссуды ЦБ возрастает. Предоставляя денежные ссуды коммерческим банкам, ЦБ увеличивает на соответствующую сумму резервы банков-заемщиков (кредиты поступают на резервный счет коммерческого банка в ЦБ), расширяя денежную базу. Эти резервы банки могут использовать для выдачи ссуд, создавая тем самым новые деньги.

При повышении учетной ставки выше ставки межбанковского рынка коммерческие банки сокращают заимствование у ЦБ, что уменьшает и предложение денег. Это приводит к росту ставки процента на межбанковском рынке и удорожает кредит. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования ЦБ, а значит, и объем кредитов, который могут предоставить коммерческие банки, уменьшается. Соответственно сокращается и денежная масса в обращении.

Однако изменение учетной ставки не может оказать существенного влияния на поведение банков по ряду причин:

ЦБ не в состоянии заставить коммерческие банки брать у него ссуду и нельзя точно рассчитать рост или сокращение предложения денег;

Учетная ставка менее мобильна, чем ставка межбанковского рынка;

Объем средств, заимствованных у ЦБ, в общих резервах коммерческих банков незначителен.

4. Валютная политика - это политика, направленная на регулирование сферы международных расчетов страны и поддержание курса ее национальной валюты. Данный инструмент может оказывать непосредственное влияние на величину денежного предложения в стране.

Центральный банк обычно использует две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.

Дисконтная политика основана на изменении учетной ставки (учетная ставка, как уже говорилось, влияет на процентные ставки в стране) и выполняет две функции: внутреннюю и внешнюю.

Внешняя функция дисконтной политики направлена на привлечение иностранных капиталов и повышение курса национальной валюты, а также на регулирование платежного баланса. Данная функция реализуется при повышении учетной ставки. Эффективность внешней функции дисконтной политики зависит от притока или оттока иностранного краткосрочного капитала. Банки учитывают разницу процентных ставок на национальных и мировых валютных и кредитных рынках. Получая более дешевый кредит в стране, где ставки ниже, они размещают иностранную валюту на том рынке, где процентные ставки выше.

Девизная политика заключается в том, что центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денеж-ной единицы. При этом центральный банк использует валютные интервенции , имеющие похожий механизм действия с операциями на открытом рынке. Валютные интервенции представляют собой куплю-продажу иностранной валюты на внутреннем рынке для увеличения или стерилизации денежной массы. При этом появляется возможность корректировать колебания курса национальной валюты: продажа долларов ведет к повышению курса рубля, и наоборот.

Однако такая политика при больших нарушениях в системе платежного баланса может привести к плачевным результатам - истощению валютных резервов страны, не предотвратив обесценения национальной валюты.

В этой связи центральный банк использует более гибкий инструмент - валютные свопы , которые позволяют корректировать уровень ликвидности валютного рынка, не создавая дополнительного давления на курс национальной валюты. Валютный своп - это форма сделки, при которой происходит купля-продажа валюты на условиях немедленной поставки с одновременным обратным срочным обменом по согласованному курсу. Эти сделки используются для пополнения валютных резервов и поддержания стабильности национальной валюты.

Государственные ценные бумаги

К ценным государственным бумагам относятся ценные бумаги РФ и ценные бумаги субъектов федерации. Таким образом, к государственным ценным бумагам РФ относятся бумаги, которые выпущены от имени РФ, а к государственным ценным бумагам субъекта РФ - такие бумаги, которые выпущены от имени субъекта РФ.

Государственные ценные бумаги выпускаются в виде облигаций либо других ценных бумаг, которые относятся к эмиссионным ценным бумага согласно Закону о рынке ценных бумаг.

Такие ценные бумаги подтверждают право их собственника на получение от эмитента указанной ценной бумаги денежных средств или иного имущества согласно условиям эмиссии данных ценных бумаг, а также определенных процентов от номинальной цены или прочих имущественных прав в срок, предусмотренный условиями такой эмиссии.

Замечание 1

Центральный банк вправе совершать операции только с определенным перечнем ценных бумаг, которые отвечают требованиям надежности. Традиционно государство принято считать наиболее надежным эмитентом, который не сможет не рассчитаться по своим обязательствам. Поэтому государственные ценные бумаги характеризуются особой привлекательностью для различных инвесторов. Однако, мировая практика такова, что высокая надежность таких ценных бумаг сопровождается и наименьшей доходностью.

Характеристика государственных облигаций

Определение 1

Облигация - эмиссионная ценная бумага, которая закрепляет право ее собственника на получение от ее эмитента в установленный в облигации срок ее номинальной цены или другого имущественного эквивалента.

Условиями эмиссии (выпуска) облигации может быть предусмотрено, что ее владелец приобретает право получить фиксированный в облигации процент от ее номинальной стоимости или другие имущественные права, В качестве дохода по облигации выступает дисконт и/или процент.

Министерство финансов может осуществлять выпуск ценных бумаг:

  1. В форме облигаций, номинированных в рублях (облигации федерального займа, краткосрочные государственные облигации);
  2. В форме облигаций, номинированных в иностранной валюте (облигации внешних облигационных займов, облигации государственного валютного облигационного займа);
  3. В виде казначейских векселей.

Замечание 2

Государственные облигации являются частью государственного долга.

Так номинированные в рублях облигации - это часть внутреннего долга, облигации, номинированные в валюте - часть внешнего долга. На законодательном уровне определен ряд дополнительных условий, которые являются обязательными в случае эмиссии государственных облигаций. Это необходимо для контроля объема государственного долга. Представительными органами государственной власти и органами местного самоуправления устанавливается предельный объем эмиссии облигаций, эмитируемых соответствующим уровнем власти.

Операции ЦБ с государственными облигациями

Операции центрального банка по купле-продаже государственных операций относятся к операциям на открытом рынке.

Замечание 3

На законодательном уровне закреплены полномочия центрального банка участвовать в организованных торгах, покупать и продавать не только государственные эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги, но и с собственные ценные бумаги - облигации центрального банка, выпускаемые им в качестве юридического лица.

Деятельность ЦБ на рынке ценных бумаг - это один из самых действенных инструментов денежно-кредитной политики и важнейшая функция центрального банка.

Центральный банк России в рамках проводимых им сделок купли-продажи с государственными облигациями на организованных торгах, осуществляет функцию в роли профессионального участника рынка ценных бумаг и реализует брокерскую деятельность в части совершения покупки и продажи государственных облигаций от имени РФ.

Операции на открытом рынке известны давно как инструмент повышения эффективности учетной (дисконтной) политики. Особенность операций на открытом рынке заключается в том, что они проводятся не по рыночным процентным ставкам, а по заранее установленному курсу. Процентные же ставки устанавливаются центральным банком дифференцированно, в зависимости от срочности ценных государственных бумаг.
Воздействие центрального банка на денежный рынок и рынок капитала состоит в том, что, изменяя процентные ставки на открытом рынке, банк создает выгодные условия кредитным институтам по покупке или продаже ценных государственных бумаг для увеличения своей ликвидности. Кроме того, операции на открытом рынке проводятся между центральным банком, с одной стороны, и кредитными учреждениями - с другой. К тому же они больше приспособлены к кратковременным конъюнктурным колебаниям по сравнению с учетной политикой.
Таким образом, операции на открытом рынке - это наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных возможностей банков путем размещения государственного долга. Эти операции, представляющие одну из форм финансирования государства, используются особенно активно центральным банком в период роста дефицитов федеральных и местных бюджетов.
Операции на открытом рынке как метод денежно-кредитного регулирования экономики характерны для таких стран, как США, Великобритания, ФРГ, Франция, Греция, Италия.

10.4. Политика обязательных или минимальных, резервов

Исторически минимальные резервы появились в виде страхования ликвидности кредитных учреждений как гарантии вкладов клиентов. Как метод денежно-кредитного регулирования экономики эта политика является “административным” и наиболее действенным методом влияния центрального банка на налично-денежный объем ресурсов банков их кредитные возможности по сравнению с такими “рыночными” методами регулирования, как учетная политика и политика на открытом рынке.
Требования минимальных резервов используются практически во всех промышленно развитых странах, за исключением Великобритании, Канады и Люксембурга. Но в применении этого метода регулирования в разных странах имеются существенные различия, связанные с национальными особенностями экономики страны. Видные западные экономисты, как, например, американский экономист П. Самуэльсон, считают политику обязательных, или минимальных резервов сильно действующим и мощным орудием центрального банка.
Сущность этой политики заключается в установлении центральным банком норм обязательных минимальных резервов кредитным институтам в виде определенного процента от суммы их депозитов, которые хранятся на беспроцентном счете в центральном банке.
В некоторых странах установление норм обязательных резервов происходит на основе переговоров между центральным банком и коммерческими банками страны.
Во многих странах в счет минимальных резервов засчитываются наличные кассовые активы кредитных институтов.
В разных странах Запада наблюдаются существенные различия в механизме расчета резервных ставок, а также в критериях, по которым они дифференцируются. Основной статьей при расчете минимальных резервов служит величина вкладов небанковских учреждений (промышленных, торговых предприятий) по пассивной стороне баланса. Так, например, ставки по обязательным резервам кредитных институтов в ведущих промышленно развитых странах в 2001 г. были установлены в следующих размерах:
Великобритания - 0,45%
США - 12% по вкладам до востребования, 3% прочие,
Франция - 5,5% по вкладам до востребования, 3% прочие,
ФРГ - от 4,15 до 12,1%,
Швейцария - 2,5 %,
Япония - от 2,5 до 0,125%.
В некоторых случаях при определении величины минимальных резервов учитываются и межбанковские обязательства.
В целом можно отметить существенную разницу между ставками по минимальным резервам в различных странах. Так, например, банк Англии установил для кредитных институтов ставку лишь в 0,45 %, поскольку он практически не использует минимальные резервы как инструмент денежно-кредитной политики. Наивысшие ставки установлены в Италии (25%) и Испании (17%). В странах с высокими ставками резервов обязательства по минимальным резервам не являются беспроцентными.
В ряде случаев кредитные институты освобождаются от соблюдения обязательств по минимальных резервам. Так, например, в ФРГ из суммы минимальных резервов исключаются обязательства, связанные с финансированием импорта.
Эффективность действия инструмента регулирования в виде минимальных (обязательных) резервов определяется широтой охвата ими отдельных обязательств. Так, например, в ФРГ в обязательства, облагаемые минимальными резервами, включаются вклады до востребования, срочные и сберегательные вклады до четырех лет, а также привлеченные средства на межбанковском денежном рынке и долговые обязательства (именные и на предъявителя) сроком до двух лет. Исключение составляют обязательства по отношению к другим институтам, содержащим минимальные резервы.
В странах с жесткими целевыми денежными ориентирами часто устанавливается соответствие между банковскими обязательствами, определенными заданной величиной развития денежной массы, и депозитами, включенными в расчет минимальных резервов. Например, центральные банки Франции, Испании, Японии, Швеции, Италии, как и Бундесбанк ФРГ, регулируют денежную массу на основе целевых ориентиров, поэтому в этих странах резервные обязательства распространяются на значительную часть пассива баланса банка.
Аналогичный принцип относится и к новым финансовым инструментам. Так, в Японии при установлении изменения индекса денежной массы и обязательных минимальных резервов принимаются во внимание депозитные сертификаты. В США обязательства, подлежащие учету в минимальных резервах, покрываются строго определенной частью денежной массы.
В ряде стран установление минимальных резервов по отношению к вкладам в иностранной валюте для нерезидентов имеет свои особенности. Например, в США и Японии с целью исключить уклонение от выполнения обязательств по минимальным резервам включают в расчет обязательств в США евродепозиты, а в Японии - обязательства по отношению к оф-
фшорным центрам.
В ФРГ при введении чрезвычайных мер в период сильного натиска иностранного капитала на денежный рынок с 16 сентября по 15 декабря 1977 г. нормы обязательных резервов для нерезидентов были установлены в размере 80%, что изменило направление движения капитала в другую сторону.
Инструмент обязательных (минимальных) резервов используется также центральными банками для обеспечения конкурентоспособности своих коммерческих банков.
Таким образом, изменение норм обязательных резервов является во всех промышленно развитых странах действенным инструментом денежно-кредитной политики, который постоянно адаптируется к изменяющимся условиям.

Еще по теме 10.3. Операции на открытом рынке:

  1. Федеральный комитет по операциям на открытом рынке (FOMC)
  2. Отражение операций на открытом рынке в банковских балансах
  3. 3. Операции на открытом рынке (политика открытого рынка).

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право -

В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом являются операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке--официальные операции Центрального банка по купле-продаже ценных бумаг в банковской системе.

В российской практике, согласно статье 39 федерального закона «О Центральном Банке (Банке России)», под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Схема проведения этих операций такова:

  • 1. Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении и Центральный Банк ставит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка. В этом случае Центральный Банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, и, соответственно, возрастает их «привлекательность» для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные бумаги, что приводит в конечном счете к сокращению банковских резервов, сокращение банковских резервов, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору.
  • 2. Предположим теперь, что на денежном рынке недостаток денежных средств в обращении. В этом случае Центральный Банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно: ЦБ начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения. Тем самым Центральный Банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. в результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит, в конечном счете, к увеличению банковских резервов и к увеличению денежного предложения.

Таким образом, воздействуя на денежную массу через операции на открытом рынке, Центральный Банк регулирует размер денежной массы в экономике.

Операции Центрального банка на открытом рынке, в отличие от других экономических инструментов, оказывают быстрое корректирующее воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и динамику денежной массы. Особенность использования Центральным банком данного инструмента состоит в том, что периодичность и масштабы проведения операций определяются по усмотрению Центрального банка исходя из желаемого прогнозируемого эффекта, что делает этот инструмент наиболее удобным, гибким и оперативным в применении.

По форме проведения рыночные операции Центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку либо продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия придают популярность данному инструменту регулирования. Так, доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%.

Обратные операции на открытом рынке, как правило, осуществляются путем заключения соглашений между Центральным банком и коммерческими банками о покупке государственных ценных бумаг на срок с обязательством их обратной продажи через один или два месяца по заранее оговоренной цене.

В этом случае операции на открытом рынке проводятся регулярно в один и тот же день недели, чтобы день покупки Центральным банком новых партий государственных ценных бумаг у коммерческих банков совпадал с днем "возвращения" (обратной продажи) ранее купленных ценных бумаг на срок. В указанных операциях могут принимать участие только те коммерческие банки, которым открыты специальные внебалансовые счета по хранению и учету ценных бумаг в Центральном банке.

Суть операций заключается в том, что Центральный банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в "собственности" Центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Предметом торгов служит ставка процента, уплачиваемая коммерческими банками за "пользование" денежными средствами, полученными от продажи ценных бумаг на срок. При этом курс продажи и покупки ценных бумаг может на начальных этапах проведения операций на открытом рынке совпадать с номинальной стоимостью казначейских векселей. В последующем он может фиксироваться на уровне среднерыночной цены данных ценных бумаг (официального курса фондовой биржи) на день, предшествующий двум рабочим дням до заключения сделки.

Например, если Центральный банк объявляет о проведении аукциона по покупке ценных бумаг на срок в среду, то за базу при заключении сделки принимается среднерыночный курс (официальный курс фондовой биржи) ценных бумаг, установленный в понедельник.

В зависимости от ситуации, складывающейся на денежном рынке, возможно использование одного или двух вариантов проведения аукционных торгов.

Первый вариант заключается в том, что Центральный банк объявляет величину процентной ставки, в соответствии с которой он готов предоставить коммерческим банкам денежные средства в форме покупки у них государственных ценных бумаг на срок. Эта ставка может определяться в зависимости от средней ставки процента по межбанковским депозитам на соответствующий срок (один или два месяца).

Коммерческие банки определяют количество ценных бумаг, которые они готовы продать Центральному банку по данной ставке, после чего направляют свои заявки в учреждения Центрального банка. Последние сортируют заявки и сообщают сводные результаты в центральный аппарат, где заявки суммируют, и, исходя из оценки потребности экономики в кредитных ресурсах, а также с учетом установленных показателей роста денежной массы определяется пропорция, в которой указанные заявки коммерческих банков могут быть удовлетворены.

Например, в заявках коммерческих банков указывается, что общая стоимость ценных бумаг, которые они готовы продать Центральному банку по установленной им ставке процента, составляет 10 млрд.руб. По оценкам Центрального банка, потребность экономики в дополнительных кредитных ресурсах составляет только 5 млрд. руб., или 50 % суммы, указанной в заявках коммерческих банков. Соответственно все заявки коммерческих банков удовлетворяются только на 50 %.

Использование данного варианта проведения операций на открытом рынке и организации аукционных торгов возможно главным образом в условиях достаточно стабильной ситуации на денежном рынке, незначительных колебаний ставки процента по межбанковским депозитам.

В условиях нестабильной ситуации на денежном рынке используется другой вариант проведения аукционных торгов. В этом случае ставка процента по покупаемым Центральным банком ценным бумагам заранее не устанавливается. Коммерческие банки в своих заявках указывают не только общую стоимость ценных бумаг, которые они готовы продать на срок Центральному банку, но и величину процентной ставки, которую они готовы уплатить. После анализа заявок и с учетом целей денежно-кредитной политики Центральный банк определяет минимальную границу процентных ставок, в соответствии с которой он готов купить предлагаемые коммерческим банкам ценные бумаги.

При этом все заявки коммерческих банков на продажу Центральному банку ценных бумаг удовлетворяются по ставке процента, предложенной в заявках - в случае, если величина процентной ставки не опускается ниже минимальной ставки процента, устанавливаемой по результатам проведения аукциона Центральным банком. При этом заявки, в которых будет указана ставка процента, равная минимальной ставке процента, установленной Центральным банком, могут быть удовлетворены лишь частично, в определенной пропорции к общей стоимости предложенных к продаже ценных бумаг.

Следует отметить, что благодаря проведению операций по покупке ценных бумаг на срок с обязательством их обратной продажи (независимо от формы и условий проведения аукционных торгов) Центральный банк будет иметь возможность не только расширять объемы кредитной экспансии коммерческих банков, "вливая" дополнительные ресурсы в банковский сектор, но и ограничивать объемы кредитной экспансии, "изымая" средства из кредитной системы. Так, как уже отмечалось, операции на открытом рынке должны проводиться Центральным банком регулярно в один и тот же день недели, и день обратной продажи ранее купленных ценных бумаг совпадает с днем покупки "новой порции" ценных бумаг у коммерческих банков. Соответственно если объем обратной продажи ранее купленных ценных бумаг превышает объем покупки новых партий ценных бумаг, то на практике это означает ограничение размеров кредитных ресурсов банковского сектора, и наоборот.

Операции на открытом рынке могут проводиться Центральным банком и на нерегулярной основе время от времени, по мере возникновения потребности ограничения или расширения объемов денежно-кредитной эмиссии. В этом случае Центральный банк будет либо покупать, либо продавать ценные бумаги коммерческим банкам. При этом его контрагентами могут выступать не только коммерческие банки, но и другие профессиональные участники рынка ценных бумаг, организованные в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью и получившие соответствующую лицензию на проведение указанных операций в Центральном банке или другом органе государственной власти по контролю за рынком ценных бумаг и деятельностью фондовых бирж. Указанным профессиональным участникам рынка ценных бумаг может предоставляться статус "официальных дилеров по операциям с государственными ценными бумагами".

Предоставление статуса "официального дилера по операциям с государственными ценными бумагами" предполагает заключение соглашения между профессиональными участниками рынка ценных бумаг и Центральным банком, в соответствии с которым данный участник рынка ценных бумаг принимает на себя обязательство

во-первых, подписываться в пределах указанной в соглашении суммы на казначейские векселя и другие государственные ценные бумаги при их выпуске;

во-вторых, поддерживать необходимый уровень ликвидности вторичного рынка казначейских векселей, производить их котировку при получении заявок от коммерческих банков, предприятий и организаций (называть курс продажи, в соответствии с которым они обязуются заключить сделку на покупку-продажу казначейских векселей).

Статус "официального дилера по операциям с государственными ценными бумагами" предполагает достаточно жесткую процедуру контроля со стороны Центрального банка за деятельностью данных участников рынка ценных бумаг, их финансовым положением и одновременно льготные условия получения краткосрочного кредита в Центральном банке.

Особое значение для организации операций на открытом рынке имеет развитие практики выпуска казначейских векселей, так как в настоящее время и в ближайшей перспективе выпуск долгосрочных и среднесрочных облигаций государственного займа является нецелесообразным (ввиду малой вероятности их размещения в достаточно крупных размерах за пределами Центрального банка), и финансирование дефицита государственного бюджета предполагается осуществлять главным образом посредством выпуска краткосрочных казначейских векселей.

Выпуск краткосрочных казначейских векселей предполагается проводить еженедельно и (или) ежемесячно небольшими партиями в целях размещения среди коммерческих банков, различных предприятий и организаций. (не находящихся на бюджетном финансировании), а не только среди населения. При этом, по желанию инвесторов, оплата новых выпусков казначейских векселей может производиться путем зачета казначейских векселей, по которым наступил срок погашения. Тем самым будет обеспечиваться постоянное рефинансирование краткосрочной задолженности правительства и ее фактическая трансформация в среднесрочную и долгосрочную.

Не менее важное значение имеет форма выпуска казначейских векселей. Мировой опыт осуществления расчетов по операциям с государственными ценными бумагами свидетельствует, что наиболее перспективной и экономически выгодной, формой выпуска государственных ценных бумаг является их выпуск не в физической, а в безналичной форме -- в форме бухгалтерских записей на соответствующих счетах.

Безналичная форма государственных ценных бумаг позволяет

  • - значительно снизить издержки, связанные с их выпуском, хранением и осуществлением операций;
  • - облегчить и ускорить процесс расчетов по операциям с ценными бумагами, как на первичном, так и на вторичном рынках (особенно если используется электронная система учета, связи и передачи информации, автоматизированная система расчетов).

Наряду с оперативной деятельностью по осуществлению операций на открытом рынке, Центральный банк также оказывает посреднические и консультационные услуги Министерству экономики и финансов по организации выпуска, размещению и оплате государственных ценных бумаг, выпускаемых на суммы, превышающие максимальные размеры прямого кредитования Центральным банком правительства. Центральный банк также содействует созданию и осуществляет контроль за деятельностью брокерских компаний и фирм (организуемых в форме акционерных обществ с ограниченной ответственностью) по операциям с государственными ценными бумагами как на первичном (покупка новых выпусков), так и на вторичном рынке (купля-продажа государственных ценных бумаг на фондовой бирже или непосредственно по заявкам коммерческих банков, предприятий и организаций).

Размещение государственных ценных бумаг среди коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов может привести к росту процентных ставок. Аналогичное воздействие будет оказывать и размещение государственных ценных бумаг среди различных предприятий, организаций и населения в случае, если их покупка будет осуществляться за счет сокращения средств, находящихся на счетах в коммерческих банках.

Основное место в арсенале денежно-кредитных инструментов Центрального банка принадлежит политике рефинансирования коммерческих, а также количественных и качественных ограничений в отношении принимаемых к залогу и переучету ценных бумаг; политике установления минимальных резервных требований, а также практике контроля и надзора за деятельностью банков

К общим методам денежно-кредитного регулирования , хорошо известным из зарубежной банковской практики, относятся операции Центробанка на открытом рынке. Речь идет о покупке и продаже по заранее установленному курсу ценных бумаг, в том числе государственных, формирующих долг страны. Это считается наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Операции Центробанка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков (соответственно уменьшая или увеличивая ее). Это воздействие осуществляется посредством изменения Центробанком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг.

При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с денежного рынка, Центробанк уменьшает цену покупки, тем самым увеличивая или уменьшая ее отклонение от рыночного курса.